ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
2001.04.006. КАРЦОВ А.С. ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ РУССКОГО КОНСЕРВАТИЗМА / Моск. обществ. науч. фонд. - М., 1999. - 223 с. -(Науч. докл. / Моск. обществ. науч. фонд; 75).
В работе анализируются аксиологические и гносеологические основы консервативных представлений о праве; рассматриваются взгляды наиболее крупных идеологов русского консерватизма Х1Х -первой половины ХХ в. на соотношение права и власти, прав и обязанностей, а также по поводу возможностей правового регулирования.
Автор различает в понятии "консерватизм" его обыденный смысл и его значение как социально-философской и политико-правовой категории. Если в обиходном языке под консерватизмом понимается косность и неприязнь к изменениям, то во втором случае следует говорить о типе мировоззрения, включающем в себя ряд необходимых и взаимосвязанных между собой признаков (традиционализм, телеологизм, холизм, антииндивидуализм, элитаризм, солидаризм и т.д.). Представители "консервативной школы" рассматривали те или иные сферы социальной и индивидуальной жизнедеятельности (в том числе и правовую) сквозь призму этих специфических воззрений.
Русский консерватизм, помимо иных своих аспектов, определяется и осмысляется в работе как особое видение правовой реальности. Именно этот аспект - правовая идеология русского консерватизма (далее -ПИРК) - и составляет предмет настоящего исследования.
До настоящего времени отсутствуют обобщающие исследования феномена правопонимания русского консерватизма. Продолжают оставаться неизученными такие существенные вопросы, как: влияние исторической обстановки на становление и развитие ПИРК; проблема общего и особенного в ПИРК (в сравнении с правовыми воззрениями европейского консерватизма); течения, существующие внутри ПИРК, и их классификация.
Во многом такое положение вызвано тем, что правовая тематика была наименее разработанным разделом того корпуса идей, который создавался совместными усилиями Н.М.Карамзина и И.В.Киреевского, митрополита Филарета и М.Н.Погодина, Ю.Ф.Самарина и И.С.Аксакова, М.Н.Каткова и К.П.Победоносцева, К.Н.Леонтьева и Н.Я.Данилевского, Л.А.Тихомирова и И.А.Ильина. Несистематизированность правовой мысли русского консерватизма автор обьясняет тем, что критичность, присущая философско-правовому дискурсу, не могла не диссонировать с "охранительным духом" консервативного мировосприятия. Творчество большинства консервативных авторов просто не было нацелено на создание всеобьемлющих концептуальных схем, в том числе и философско-правовых. Все это предопределило своеобразие формы, в которую русский консерватизм облек свои правовые воззрения.
Главной целью работы является генерализация мировоззренческо-философского базиса ПИРК, выяснение системы ценностей, лежащей в основе ПИРК и места права в этой системе.
ПИРК рассматривается в двух эпистемологичских плоскостях: в плоскости творчества создателей ПИРК (жизненный путь, идейные влияния и т.д.) и в контексте истории.
Что касается конкретных авторов, то в данном исследовании можно встретить имена тех, кто либо явился создателем значительных произведений, выразивших идеологию консерватизма в более или менее систематизированном виде (Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев, Л.А.Тихомиров), либо был публицистом, влиявшим на проведение консервативного внутриполитического курса (М.Н.Катков, кн. В.П.Мещерский), либо совмещал в одном лице и государственного деятеля и идеолога (митрополит Филарет, К.П.Победоносцев). Привлекаются работы славянофилов, датируемые дореформенным периодом.
Автор полагает, что данное исследование позволит ответить на два вопроса: представляет ли ПИРК вообще интерес для историка правовых учений или она интересна только для историков.
В работе подчеркивается, что у представителей ПИРК не следует искать теорий в области права. Мы имеем дело не с правовой теорией в привычном значении, а скорее с парадигмой правопонимания (с.218). Обнаружение "матриц" консервативного правопонимания и выявление того, как они передавались (и эволюционировали), является главной задачей работы.
Наибольший интерес для автора представляет творчество Л.А.Тихомирова и И.А.Ильина. Первый не был порабощен охрани-
тельными догмами и старался преодолеть их однобокость. В его трудах была заявлена новая для ПИРК тема - оправдание права не в качестве служебного инструмента управления или же слабого отблеска божественных заповедей, но в качестве способа гармоничной организации человеческих сообществ. Работы Л.А.Тихомирова привнесли в ПИРК небывалую доселе теоретическую глубину и стали связующим звеном между ее дореволюционным и послереволюционным этапами.
Мощный импульс обновлению ПИРК сообщило творчество И.А.Ильина. Наряду с обычными ценностями консерваторов ("государственное благо", "правда", "сильная власть", "национальное чувство") у него появляются такие необычные для ортодоксального охранительства понятия, как "движение", "развитие права", "вред государственного произвола" и т.д. Правовые идеи Ильина отличает более тесное взаимодействие с общей динамикой развития правовой мысли ХХ в.
В целом, Л.А.Тихомиров и И.А.Ильин интегрировали ПИРК в достаточно цельный теоретико-методологической концептуальный массив.
Давая общую оценку ПИРК, автор отмечает, что негативно-критический компонент превалирует в ней над компонентом конструктивным. "Пренебрежение правом как таковым, выражавшееся в противопоставлении требованиям юридических норм и предпочтении им соображений морального и/или политического характера - вот то свойство, которое, сообщив ПИРК определенную маргинальность, если не вообще свело к нулю влияние ПИРК на теорию права, то, во всяком случае, сделало его несоизмеримым влиянию, оказывавшемуся либеральной правовой идеологией" (с 221).
К позитивным моментам стоит отнести сфокусированное ПИРК внимание на соотношении права и ценностей морального и политического плана, на определении реальных возможностей метода правового регулирования, на выявлении роли традиций в функционировании правовой системы, на опасности одномерно-индивидуалистического решения проблемы личных прав и свобод.
В идеологиях ряда современных политических движений присутствуют многие черты ПИРК, нарастает также интерес к идеям наиболее видных представителей ПИРК.
К. Ф.Загоруйко