2001.04.004. ДЖАЯСУРИЯ К. "АЗИАТСКИЕ ЦЕННОСТИ" КАК
ФОРМА КОНСЕРВАТИВНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ.
JAYASURIYA K. Understanding "Asian values" as a form of reactionary
modernization // Contemporary politics. - Abingdon, 1998. - Vol.4, N 1. - P.
77-91.
Идеология азиатских ценностей (АЦ) характеризуется тремя лейтмотивами: 1) противопоставлением коммунитарного этоса Востока (где семейные и общинный обязательства играют главную роль в социальной жизни) этосу индивидуализма и правовой культуре либерального Запада; 2) дисциплиной в политике, семье и на работе; 3) органическими представлениями о государстве и обществе; государство и общество воспринимаются как единое целое. Идеология АЦ создает нормативную основу государственной власти и определяет методы управления регулируемым гражданским обществом (с.77-78).
Автор выделяет три возможных подхода к изучению идеологии АЦ: культурологический, инструментальный и структуралистский. Культурологический подход исходит из постулата, что азиатские общества обладают имманентными нормативными ценностями, которые определяют их социальные, экономические и политические системы. Поэтому и процесс модернизации здесь носит иной, чем на Западе, характер. Недостаток этого подхода состоит не только в произвольном отборе нормативных ценностей, но в статичном и идеалистическом понимании культуры как автономной, нормативной, неизменяющейся системы.
Инструментальный подход трактует идеологию АЦ как политическую стратегию правящих элит, используемую для формирования государственной идентичности, легитимизации авторитарного государства и подавления любой формы политической оппозиции, выбора азиатской модели социально-экономического развития в условиях глобализации, противодействия внутреннему и внешнему давлению, направленному на демократизацию политической системы. Структуралистский подход рассматривает АЦ как специфическую идеологию, порожденную традицией нелиберального государства и позднего капиталистического развития. Этот подход автор считает наиболее плодотворным. Используя тезис Дж. Нерфа о том, что существуют различные пути к модернизму, в том числе и связанные с консервативной идеологией, автор определяет АЦ как консервативный модернизм (КМ). Идеология АЦ стремится соединить в единое целое "коммунитаризм и современный рынок".
Автор формулирует четыре основные черты азиатского варианта КМ.
1. Приоритет использования новейших технологий и активная интеграция в мировой рынок с одновременной приверженностью АЦ.
2. Культуризация экономики. Традиционная культура не только совместима с экономической модернизацией, она необходима для успешного развития экономики. Ли Куан Ю, например, утверждает, что конфуцианские идеалы семейной лояльности укрепляют дисциплину и ответственность индивида и создают мощные стимулы к упорному труду и бережливости в восточноазиатских обществах. Экономический менеджмент здесь в большей степени учитывает культурные ценности, чем социальные атрибуты индивидов, и управляет больше общиной, чем индивидом. Такие проблемы, как бедность и неравенство, рассматриваются здесь скорее как дефекты в культуре общины, чем "социальные" дефекты индивидов.
3. Ориентация на будущее. Формулирование стратегической цели, имиджа будущего - важнейший элемент идеологии КМ. Например, лидер Малайзии Махатхир провозгласил цель - превратить страну к 2020 г. в развитое современное государство. Сингапурские лидеры также постоянно ставят задачу достижения уровня развития развитых стран. В 1970-е годы это была Япония, в настоящее время такой образцовой страной объявлена Швейцария. Однако при этом радикальные преобразования осуществляются во имя сохранения и развития традиционных культурных ценностей. В достижении амбициозных целей модернизации решающая роль отводится государству, которое является мотором экономических преобразований и главным разработчиком и пропагандистом идеологии развития.
4. Антиполитика, т.е. недоверие и неприятие либеральной плюралистической политики, которая рассматривается как разруши-тельная сила, подрывающая политическое единство, воплощаемое государством. Идеологи АЦ утверждают, что либеральная и плюралистическая политика не является необходимой, поскольку не существует независимого гражданского общества. Быть в оппозиции - значит проявлять нелояльность к государству. Утверждается также, что политика затрудняет технократическое решение социальных проблем. Таким образом, "антиполитика принимает форму управленческого подхода к политике. Эти формы антиполитики особо популярны в тех государствах, которые пытаются развивать капитализм сверху. Существует естественная связь между технократическим и управленческим характером капитализма и
ростом тенденций антиполитики. Эта идеология олицетворяет стремление (правящей элиты) иметь сильное государство и свободный рынок, но без либеральной политики" (с.87). Идеология АЦ переосмысливает понятие гражданства и отношения между государством и индивидом, определяя их в категориях долга и обязанностей, а не правовых отношений. Важнейшая функция идеологии АЦ - "формировать идентичности, совместимые с определяемой государством концепцией политической общности, в которой публичная и частная сферы слиты в единое целое" (с. 87).
5. Идеология КМ формулировалась в странах Азии в результате соединения двух крупномасштабных структурных факторов - позднего развития капитализма и укорененной традиции авторитарного государства, унаследованного с колониальных времен. Поэтому она в своих существенных чертах не отличается от "фашистских и органических идеологий Западной Европы или Японии в межвоенный пери-од" (с.88). Однако существуют и специфические причины, способствовавшие возникновению идеологии АЦ. Во-первых, в азиатских странах государство и крупные экономические группы и предприятия образуют тесный симбиоз. Такого рода корпоративные отношения требуют высокой степени государственного дирижизма. Корпоративные структуры охватывают не только экономику, но и другие сферы жизни азиатских обществ. Идеология АЦ создает благоприятные условия для укрепления корпоративных структур. Во-вторых, значительные слои азиатского среднего класса, зависимого в своем существовании и развитии от руководящей роли государства, также поддерживают идеологию АЦ, видя в них надежную защиту своих интересов.
"Идеология азиатских ценностей, — утверждает в заключение автор, — составляет неотъемлемый компонент особого консервативного модернизма. Она будет постоянной чертой восточноазиатской политической мысли... Консервативный модернизм - будь это азиатские ценности, фашизм или англо-американский неоконсерватизм, — намерен воспользоваться экономическими плодами современной цивилизации (modernity) и связанными с нею технологическими достижениями, отвергая философские и интеллектуальные ценности, такие как индивидуализм, универсализм и равенство, которые в равной степени являются наследием этой цивилизации" (с.89-90).
Ю.И.Комар