Власть
2001.03.035. ЭРДМАН Г. ПАРТИИ В АФРИКЕ.
ERDMANN G. Parteien in Afrika // Afrika Spectrum. - Hamburg, 1999. -- Jg. 34, N3. -- S. 375-393.
Автор характеризует организацию, программы, типологию партий и партийных систем в Африке в переходный период от авторитаризма к демократии. Определить численность членов партии практически невозможно, так как новые партии, как правило, не имеют списков своих членов. Те же данные, которые они объявляют обычно являются чистой фикцией. В проводившемся в Малави письменном опросе партий указанное ими общее число их членов составило 22 млн. человек, в то время как все население страны не превышает примерно 10 млн. (с.378).
Вопрос о членстве зачастую подменяется вопросом о числе голосующих за те или иные партии во время выборов. Такое заблуждение разделяется и самим населением. В проведенных автором опросах в Замбии, Малави и Танзании соответственно 35, 41 и 71% опрошенных заявили, что являются членами какой-либо партии. При этом большинство опрошенных показывают членские карты старых госпартий. Однако даже в лучшее время в Танзании лишь 10-15% населения состояли в правящей партии; в Малави ни одна из двух вновь созданных крупных партий не продает и не распределяет свои членские карты; в Замбии новые партии пустили в продажу более миллиона членских карт, однако при этом в штаб-квартире партий отсутствуют данные о списках членов или поступивших в кассу денег (с.378). Зачастую жители по прагматическим соображениям имеют две или более членских партийных карт. Во время выборов в Зимбабве в июне 2000 г. такая практика была обыденной. Один сельский житель дал такое объяснение: "Я ношу с собой удостоверение члена Движения за демократическое изменение и членскую карточку ЗАНУ ПФ, чтобы избежать насилия, которому мы подвергаемся" (с.378).
Старые правящие госпартии сохраняли очень большую численность особенно в тех случаях, когда они оставались у власти. Это касается таких партий, как танзанийская Чама Ча Мапиндузи, Социалистическая партия Сенегала и Африканский национальный союз Кении (КАНУ). Однако и в этих случаях число членов партии, как правило, завышается. Например, Чама Ча Мапиндузи длительное время
заявляет, что численность ее членов составляет 3 млн. чел., в то время как реалистическая оценка основанная на данных проверок численности на уровне дистриктов, дает цифру не более 1,5 млн. (с.379).
Специфической особенностью африканских новых партий является высокий уровень неформального членства. Например, в ходе опроса партийные лидеры Малави обычно отвечали "мы знаем, кто нас поддерживает, а кто нет" (379).
Большинство новых партий не имеет постоянной жесткой организационной структуры и развитого аппарата управления. Хотя все крупные партии имеют региональные, провинциальные и районные органы, как правило, их трудно найти. Даже в штаб-квартирах этих партий партийный аппарат весьма малочислен. В новых правящих партиях таких, как СВАПО в Намибии и Движение за многопартийную демократию в Замбии исполнение партийных функций возлагается неформально на членов правительства. Партийные оргструктуры активизируются только на время выборов. Основная причина отсутствия постоянного партийного аппарата - отсутствие средств. Те же средства, которые партии удается привлечь, находятся под неформальным контролем лидера партии.
Несмотря на организационную слабость, африканские партии активно участвуют в выборах и политической жизни страны. Это достигается, прежде всего, благодаря неформальным личным связям политиков, посредством развитой сети клиентельных отношений. Эта сеть и выполняет функции партаппарата и образует невидимую основу африканских партий.
Программно-политический спектр новых партий не очень широк. Большинство из них провозглашают "социал-либеральные" позиции. В реальной политической жизни и особенно во время выборов, как правило, идет борьба за власть, в ходе которой сталкиваются не различные стратегии развития, а взаимные обвинения: оппозиция обвиняет правящую партию или коалицию в коррупции и различного рода скандалах, правящий режим стремится всеми силами дезавуировать оппозицию и подчеркнуть свои успехи. Все пытаются завоевать избирателей невыполнимыми обещаниями.
В отличие от старых правящих госпартий, создававших свои массовые общественные организации (профсоюзы, молодежные объединения), новые партии обычно слабо связаны с гражданским обществом. Одна из причин заключается в чрезмерной дробности последнего и слабой организованности его отдельных групп, которые не могут стать мощной базой поддержки новых партий. Многие новые
партии предпочитают опираться на клиентельные и этнические связи, обладающие большим мобилизационным потенциалом.
В Африке партии прежде всего артикулируют и представляют
этнические, региональные и клиет....... интересы, т.е. преобладает
"партикуляристско-территориальная артикуляция интересов, а не функциональная..." (с.384). Однако, считает автор, это не обязательно должны противодействовать развитию и консолидации демократии и способствовать развитию центробежных сил и политической нестабильности" (там же).
Неопатримониальный характер африканских государств и зависимость элит от получения ренты влияет на деятельность политических партий. В краткосрочном плане это обстоятельство оказывает стабилизирующее влияние на политическую ситуацию, однако в долгосрочной перспективе это влияние может оказаться негативным, так как усиливает региональное и этническое неравенство и подрывает легитимность государства - необходимого условия консолидации демократии.
Современная Африка демонстрирует большое разнообразие типов политических партий. Сохраняется еще тип массовой партии с развитой организационной и партийной структурой, но это, пожалуй, исключение (примеры - Чама Ча Мапиндузи, Социалистическая партия Сенегала и некоторые другие). Многие новые африканские партии представляют собой небольшие клубы, сфера влияния которых весьма ограничена. Многие регионально-этнические партии автор определяет как неопатримониальные партии. Для них характерны следующие признаки: отсутствие политической программы (или она не имеет принципиального значения в практической деятельности партии) и постоянного бюрократического аппарата; преобладание неформальных отношений, опирающихся на разветвленную иерархическую систему
патронажно-................ связей; членство носит неформальный характер,
хотя, в отличие от клубных партий, оно способно организовать массовую поддержку; социальная база имеет территориально-партикуляристский характер (с. 397). В этой доминирующей категории африканских партий можно выделить два подтипа: партии, опирающиеся на госчиновников, и партии, опорой которых являются традиционные властные структуры.
Автор считает, что тезис о чрезвычайной фрагментарности партийно-политической системы современной Африки не выдерживает критики: ведущей является тенденция формирования многопартийной системы с доминированием какой-либо одной партии. Такая партийная система сложилась в Ботсване, Замбии, Зимбабве, Кении, Мали,
Мозамбике, Намибии, Танзании, ЮАР, на Островах Зеленого Мыса. Фрагментарная партийная система утвердилась в Маврикии (5 партий и альянсов), Бенине (12-18 партий), ЦАР (примерно 10 партий), Гвинее (Бисау) (6 партий). В ряде африканских стран были проведены только одни многопартийные выборы и пока еще нельзя говорить о какой-либо сложившейся партийной системе.
В заключение Г.Эрдман подвергает критике европоцентристский подход к изучению политических партий в Африке, при котором любые отклонения от европейской нормы их функционирования автоматически объявляется отходом от демократии. Политические партии в Африке необходимо изучать, исходя из африканских политических и социально-экономических и культурных реалий. "Представляется спорным считать этнические партии принципиально несовместимыми с демократией... По крайней мере на определенное время возможна также демократия с этническими партиями. К тому же не существует никакой другой альтернативы, так как репрессии не устраняют ее, а только еще более нее обостряют ситуацию. Лишь признание этничности позволяет направлять дебаты в адекватное русло" (с. 389).
Исследования африканской политики должны сосредоточиться, прежде всего, на всестороннем анализе доминирующей здесь неформальной политики и возможных путях ее перехода к институированной политике.
Ю.И. Комар