2001.03.017. ФОТИЕВА И.В. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ МОРАЛИ: Проблемы онтологии. - Барнаул: Изд-во Барнаул. гос. пед. ун-та, 1998. -96 с.
И.В.Фотиева указывает на признаки глобального кризиса западной цивилизации. Поиск путей выхода из сложившейся ситуации требует анализа причин происходящего кризиса. Характерна тенденция в этом поиске обращаться к самому человеку, его внутреннему миру: «...источник проблем человечества - в проблемах человека» (с.5).
Наиболее разрушительным и опасным являются кризис морали, размывание основных нравственных норм, существовавших тысячелетиями и составлявших ядро большинства моральных кодексов прошлого. Автор выделяет две тенденции, позволяющие говорить о кризисе морали.
Первая тенденция связана с тем, что вплоть до недавнего времени существовал социальный институт, прямой задачей которого было утверждение определенных моральных норм в обществе, а именно церковь. Эта функция выполнялась церковью в виде официального провозглашения безусловности и обязательности моральных норм. В настоящее время ситуация изменилась. С одной стороны, большой авторитет в обществе завоевала наука, с другой - появился такой мощный «соперник» церкви, властвующий над душами и умами многих людей, как СМИ, формирующие так называемое массовое сознание. Таким образом, появились легальные альтернативы религиозному мировоззрению, которых не было раньше, альтернативы, признанные обществом и не менее распространенные, чем религия. Однако в этих новых альтернативах отсутствует «моральное ядро», столь же определенное, как в религии.
В современном обществе возник некий нравственный плюрализм: вопросы о соблюдении норм морали, об их содержании, абсолютности или относительности с теоретической стороны отданы на откуп различным философским школам; с практической стороны их решение предоставлено личному выбору каждого, который зависит от целого ряда особенностей конкретной социальной среды. В результате появились беспрецедентные тенденции «узаконивания» в массовом сознании явлений, ранее всегда воспринимавшихся если не крайне отрицательно, то как неизбежное зло, например проституции.
Вторая тенденция выражается в растущем неприятии ограниченности и жесткой заданности моральных норм прошлого. Моральный кодекс, будь он выражен в религиозных терминах или
заповедях строителя коммунизма, представляет собой ограниченный набор требований, относящихся к конечному числу ситуаций и, естественно, не отражающих всей многомерности и неоднозначности социального бытия современного человека. Он стал закономерно восприниматься как несоответствующий требованиям времени: его явная антропоцентристская окраска способствовала отрыву человека от природы, появлению глобальных разрушительных процессов.
Таким образом, возникла практическая необходимость формирования и утверждения заново осмысленной системы нравственных ценностей. Но в современном обществе, ментальность которого во многом определяется наукой, большинство людей уже не может слепо принимать на веру моральные постулаты, подчиняясь какому-либо авторитету. Поэтому как никогда актуальна задача теоретического исследования морали и научного обоснования фундаментальных моральных норм.
Наиболее фундаментальные проблемы морали - о ее происхождении, формировании нравственных качеств, взаимодействии личности и общества - обсуждались в подавляющем большинстве философских школ и учений. В частности, в России в XIX-XX вв. сформировалось направление, получившее название русского космизма. Русские религиозные философы, работавшие в рамках этого направления, - В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, Н.А.Бердяев и другие выдвинули ряд идей, которые, будучи переосмысленными на новом научно-философском уровне, могут лечь в основу нового синтетического подхода к этике (идеи единства мирового целого и направленности его развития).
Большинство подходов к морали носит односторонний характер. В этических учениях прошлого эта ограниченность во многом была обусловлена невысоким уровнем научно-теоретического знания в целом. Односторонность современных концепций связана с общей дифференциацией знания в XIX-XX вв. Выход из создавшегося положения может быть найден лишь на пути синтеза накопленных знаний о человеке и о мире в различных областях не только науки, но и искусства, философии, религии.
Во взаимосвязи принципов исторического и логического познания предмета этики главное внимание автор уделяет логическому аспекту. Это обусловлено, во-первых, тем, что в эволюции учений, связанных с вопросами морали, не наблюдается строгой хронологической последовательности и, во-вторых, тем, что в разные
исторические периоды и в разных культурах с удивительным постоянством возникают учения, близкие по содержанию. Таким образом, нет строгого соответствия между логикой и хронологией этических учений.
Противоположные подходы к решению вопроса об источнике морали породили и различные методологические принципы в области этики. Так, в онтологическом плане противостоят друг другу абсолютизм, трактующий нравственные принципы и законы как вечные и неизменные начала, и релятивизм, постулирующий относительный и условный характер моральных норм. Общим для всех типов этических теорий является понимание морали как способа саморегуляции внешней и внутренней жизни человека и общества.
Классификация по онтологическому основанию всегда была основным видом классификации этических учений. По этому основанию автор выделяет два основных типа этических концепций: объективистские концепции, утверждающие наличие единого морального закона, выражающегося в базовых моральных нормах, и субъективистские концепции, отрицающие существование морального закона в указанном выше смысле.
Субъективистские концепции делятся на два класса концепций. К первому классу относятся концепции, традиционно называемые натуралистическими. Исторически они появились в античности, в школах, объединяемых в два основных направления: гедонизм и эвдемонизм. Согласно сторонникам гедонизма, лейтмотивом человеческих поступков является стремление к наслаждению. В более мягкой форме эта позиция предстает в эвдемонизме, идеи которого развивались Эпикуром: счастье заключается в атараксии - спокойствии духа, гармонии с самим собой. Сущность морального бытия заключается в обуздании разумом своих телесных страстей. Второй класс развивала школа софистов. В отличие от господствующей философской тенденции, рассматривавшей моральные нормы как части общего космического порядка, софисты утверждали абсолютную самоценность личности: человек сам задает «меру вещам». Из этого следовали принципиальное различие законов природы и законов общества и вывод об относительности нравственных норм.
В Новое время варианты эвдемонистической этики были представлены в учениях Декарта, Локка и др. Этику Декарта автор называет этикой рациональности: разумный человек стремится к экономии страстей, так как они неизбежно влекут за собой страдание.
Для этических концепций этого типа характерны: 1) понимание «естественной» природы человека как эгоистической и отсюда трактовка стремления к личному счастью как к основной цели жизни человека; 2) практическое отсутствие центральной идеи морали - милосердного отношения человека к человеку; 3) черты асоциальности: общество представляется «внешней средой», по отношению к которой следует выработать «удобное» отношение, сводя противоречия к минимуму.
Более сложный вариант субъективистского подхода к морали представлен в трансценденталистских концепциях ХХ в. В них постулируются две «природы» человека - земная и трансцендентная, находящиеся в принципиальном противоречии. Им соответствуют две морали - неистинная, или земная, и истинная, или трансцендентная. Если первая фактически не анализируется, то вторая объявляется индивидуальной для каждого человека и принципиально непознаваемой. К трансценденталистским относится ряд концепций, разработанных в русле экзистенциализма (М.Хайдеггер, Ж.-П. Сартр и др.).
В рамках объективистских концепций морали выделяются следующие классы: объективно-материалистический, объективно-идеалистический и синтетический. К первому классу относится социобиология, в рамках которой была предпринята попытка научно обосновать природность морали. Ее представители основывают свои выводы на наблюдаемых элементах альтруистического поведения животных. Они указывают, в частности, на существование механизма социальной приспособленности: приспособленность особи подчинена приспособленности рода. Альтруизм определяется как поведение, способствующее приспособлению и размножению родственной группы, возможно, за счет индивида. Некоторые авторы, развивая это положение, говорят о «генетическом отборе на альтруистичность». Мораль рассматривается как социокультурный феномен, формирующийся благодаря естественной эволюции и компенсирующий ослабление биологических механизмов самосохранения, приспособления и продолжения рода.
Основоположником объективно-идеалистических концепций морали является Платон. Согласно его учению, истинное бытие - область идей - представляет собой пирамиду, на вершине которой находится идея блага. К этому направлению относятся и теологические концепции морали. В них постулируется «божественно-земная» природа человека. Высшее начало мира, т. е. Бог, является и источником наивысшего блага, и источником морали. Между двумя природами идет борьба, цель ее -
подчинить низшую природу высшей. В современную эпоху подобные идеи нашли отражение в концепциях неотомизма и неопротестантизма.
Сам факт жесткого постулирования морального закона не только играл важную социальную роль на протяжении истории человечества, но и отражал объективное содержание конкретно-исторической моральной практики людей. Главными недостатками объективно-идеалистических учений были авторитарность, отсутствие обоснования выдвигаемых положений, максимализм и догматичность, отсутствие эволюционного принципа.
Попытки преодолеть эти недостатки предпринимались в синтетических концепциях морали. По мнению автора, эти концепции не только составляют вершину объективистского направления в этике, но и в наибольшей степени могут служить основой для дальнейшего развития этической мысли. Их характеризуют следующие черты: 1) их сторонники стремятся как к синтезу различных аспектов морали, так и к синтетическому обобщению результатов других областей знания; 2) в них в той или иной степени прослеживаются идеи единой материально-духовной природы человека; 3) они ставят своей задачей изучить мораль как часть единого Универсума, в системе отношений Вселенной, общества и человека. По этой причине их часто называют космоцентрическими.
К синтетическим концепциям можно отнести стоицизм, согласно которому все есть часть единой природы, в основе которой лежит Бог-Логос-Разум. Добродетельной является жизнь в согласии с ее законами, а так как основа природы в человеке - разум, то совершенная добродетель -мудрость. Сенекой было введено понятие совести - интуитивное ощущение нравственной нормы, осмысленной разумом и пережитой чувством.
С некоторыми оговорками к синтетическим концепциям можно отнести и этику И.Канта. Кант обосновывал невыводимость этических норм из биологических и социальных потребностей. Моральный закон, по Канту, является автономным законом практического разума. Но в силу разрыва двух миров - эмпирического и умопостигаемого - остается неясным, с помощью каких механизмов обеспечивается функционирование морального закона в бытии конкретного человека.
Слабые стороны этики Канта подверг критике Гегель, этическую теорию которого автор также относит к синтетическим. Гегель на новом уровне возвращается к платоновской трактовке морали. Несмотря на все конкретные отличия - эволюционизм, наполненность конкретно-
историческим содержанием и т.п., мораль у Гегеля также есть выражение объективной нравственной идеи, составляющей сущность эволюции.
Отличительной чертой русской этической мысли является желание преодолеть односторонность большинства этических подходов с целью создания целостной системы живого этического знания. Для В.С.Соловьева существует безусловная божественная идея Добра. Бог является связующим началом мира: он есть всеобъемлющая любовь, проявляющаяся в стремлении всех форм космической жизни к объединению. Нравственный долг человека - проявить свое потенциальное бесподобие и способствовать восстановлению утраченного всеединства в мире. Личное нравственное совершенствование неотделимо от деятельности по социальному единению людей и от одухотворения природной жизни. Соборное единение противостоит, с одной стороны, тоталитарному коллективизму, а с другой - индивидуализму. Таким образом, русская этика является «соборной» этикой. «Отличительной особенностью русской этической мысли является ее глубинный экологизм: человек отвечает за эволюцию всего Живого Космоса» (с.27). Нравственное развитие личности и соборное единение человечества - это органические части глобальной космической эволюции.
Связанное с именами Н.К.Рерих и Е.И.Рерих учение «живая этика» (агни-йога) также основано на синтезе западной и восточной мысли. В нем утверждается направленная эволюция как основной принцип бытия единой Вселенной. При переходе к новой ступени эволюции качественно меняется уровень сознания - вследствие синтеза интеллектуального и нравственного развития. Причем нравственный уровень человека является основным параметром, который оказывает влияние на весь окружающий мир.
Таким образом, в объективистских концепциях был уловлен интуитивно (в учении идеализма) и отчасти подтвержден научно (в социобиологии) объективно-природный характер моральных норм. В синтетическом направлении был получен ряд важных выводов, перекликающихся с современными научными представлениями: о неразрывной связи человека и Вселенной, о восходящем характере эволюции, о связи морали с познанием, под которым понимается не «информированность», а творческое развитие высших способностей разума. Вместе с тем в рамках этого направления мало внимания было уделено проблемам генезиса морального сознания: необъясненными остались разнообразия моральных норм в разных исторических эпохах,
отсутствие выраженного морального прогресса общества.
К промежуточным концепциям морали относятся учения, сочетающие черты обоих основных типов. Эти концепции отличаются от субъективистских следующими чертами: 1) наличием «подобия морали» - учетом чужих интересов, осознанием связанности личного и общего блага; 2) признанием объективной необходимости морали для сохранения и развития социума; 3) признанием существования некоего инварианта моральных норм в различных эпохах и культурах. К ним относится теория социоцентрической этики. В рамках данной теории мораль понимается исключительно как продукт социальных отношений, не вытекающий из «естественной» природы человека. Моральные нормы носят, прежде всего, ограничительную функцию. К ним же принадлежит и учение утилитаризма, «этика пользы» (И.Бентам, Д.С.Милль и др.). Под счастьем в утилитаризме понимается некое усредненное состояние между наслаждением гедонистов и атараксией киников, целесообразное пользование жизненными благами. И. Бентам создал так называемую концепцию «классического утилитаризма» с нравственным идеалом «наибольшего счастья для наибольшего числа людей» (с.30). Милль подчеркивал необходимость учета «качества удовольствий» и добавил моральную санкцию - совесть, присущую природе человека. В России это направление развивал Н.Г.Чернышевский в «теории разумного эгоизма». Главные вопросы современного утилитаризма - как определить полезность действия и как добиться максимальной пользы. Наиболее популярной является концепция утилитаризма поступка Дж.Смарта, где в качестве критерия блага он предлагает ввести совокупность реальных последствий, которые поступок может иметь для личности.
Таким образом, социоцентрические концепции развили и обосновали социальный аспект морали как способа регуляции поведения человека в обществе, механизма гармонизации личных и общественных интересов.
В XIX в. господствующими становятся принципы формализма и позитивизма, стремление указать рациональное измерение морали. Так, сформировалась метаэтика как вариант философии неопозитивизма в этике. Дж.Мур сделал в своей теории акцент на дефиниции понятия «добра», ограничив этику семантическим и формально-логическим анализом понятий. Вопросы моральной практики и поведения были отнесены им к области так называемой казуистики. Другой вариант позитивистской этики развивали представители школы лингвистического анализа С.Тулмин, Р.Хеар и др. Концепцию Хеара назвали
«прескриптивизмом», поскольку он подчеркивал, что моральные суждения имеют, кроме дескриптивного, и прескриптивное значение. Несмотря на стремление преодолеть субъективизм эмотивистов, Хеар в наиболее важных вопросах стоит на их позиции. Причину расхождения между «словом и делом» он видит в психологическом состоянии личности.
Существуют две основные причины дифференциации этических концепций: первая связана с внутренней логикой развития философско-этической мысли, вторая заключается в специфике самого «материала» моральных отношений, в меняющихся от общества к обществу моральных нормах. Этика прошла тот же путь, что и западная мысль в целом: от цельности, стремления к созданию единой картины мира в древности к раздробленности на множество школ к концу XIX в. В XX в. дифференциация достигла крайних пределов. С увеличением числа концепций, фокусировавшихся на выяснении отдельных аспектов морали, вопрос о ее происхождении отошел на второй план. Однако во второй половине XX в. в связи с нарастанием процессов интеграции закономерно возродился интерес к поиску новой онтологической базы морали.
В многообразных этических концепциях можно выделить три основных типа понимания морали: 1) как системы внешних принудительных ограничений; при этом предполагается постоянный внутренний протест личности против их сковывающей силы: при малейшем поводе свободный человек сбрасывает эти оковы, мешающие его счастью или благу (Ф.Ницше, М.Штирнер, З.Фрейд и др.); 2) при сохранении взгляда на мораль как на ограничение, налагаемое на «естественную» природу человека, признание ее объективной необходимости, во-первых, для существования социума, во-вторых, для разумной организации жизни отдельной личности во имя избежания разрушительных последствий «слепых» страстей (эвдемонизм, утилитаризм и т.п.); 3) как надобыденного духовного феномена, стремления реализовать изначально заложенный в человеке нравственный идеал. Эта реализация является главной целью нравственного поведения и отождествляется с благом, которое понимается не просто как сумма житейских благ, а как некая духовная первооснова мира и человека (этика перфекционизма).
С позиций «естественно-эгоистической природы человека» невозможно объяснить поведение людей, для которых счастье заключается в творчестве, максимальной реализации своих человеческих
возможностей, которые подчас жертвуют для этой реализации обычными жизненными благами даже без получения компенсации от общества -славы, социального статуса и др. Еще более необъяснимо с этой позиции появление на исторической арене великих гуманистов, самоотверженных общественных деятелей, действовавших без всякой выгоды.
Вопрос о биологической основе морали был глубоко исследован в социобиологии и нашел немало подтверждений в данных этологии, в фактах «праморального» поведения животных. Но, несмотря на научную значимость выводов социобиологии, на их основе нельзя утверждать, что источник морали однозначно связан с биологической природой человека. Фактически мораль объявлялась развитием инстинктов сохранения рода, совместного образа жизни и т.д. Автор выдвигает предположение, что проявления социальных инстинктов у животных должны иметь более глубинный источник: как социальные инстинкты, так и человеческая мораль имеют единый источник со своей спецификой проявления на каждом уровне.
Основной инвариант морали - принцип единства, сотрудничества, кооперации - находит подтверждение в выявляемых природно-биологических закономерностях. Основные моральные нормы отражают те ориентиры мышления и поведения человека, которые наиболее благоприятны для его биопсихосоциального бытия. Нарушение моральных норм, переходящее в соответствующие личностные качества, вызывает нарушения психического и нередко, как следствие, физического здоровья индивида.
Моральное сознание как аспект сознания в целом появилось как закономерный этап эволюции, а его формирование как одной из подсистем сознания носило функциональный характер. «...Вселенная является эволюционно связанной целостностью, единой сложнейшей направленно эволюционирующей функциональной суперсистемой, в которой возникновение жизни, сознания человека, в том числе и морального сознания, не случайно, а закономерно» (с.52).
Направленность эволюционного процесса включает действие механизмов отбора жизнеспособных систем, которые являются конкретным выражением оптимизационных закономерностей эволюции. Один из основных параметров оптимизации - оптимизация по критерию сохранения и возрастания согласованности систем друг с другом и с мировым целым. Мораль является проявлением оптимизационных закономерностей эволюции и выполняет функцию оптимизации бытия человека по критерию сохранения и возрастания единства. На
социальном уровне развития материи оптимизационные закономерности предстают как моральный закон. Оптимизирующую функцию морального закона можно сравнить с функцией компаса, указывающего направление движения, но не заставляющего двигаться именно в этом направлении. Однако, как игнорирование показаний компаса приводит к тому, что путник отклоняется от намеченной цели, так и игнорирование моральных требований в конечном счете нарушает гармонию бытия человека.
Существуют два уровня моральной оптимизации: внешний и внутренний. Внешний характеризует отношения человека с системами природы и общества, «служит целям» как этих систем, так и самого человека: 1) предохраняет системы от разрушительного воздействия человека; 2) создает наиболее благоприятные условия для жизни самого человека. Внутренний уровень связан с единством личности, с согласованностью различных ее сторон. «Внутренняя раздробленность современного человека становится все более серьезной психолого-медицинской и социально-нравственной проблемой» (с.66). Внутренне оптимальное моральное бытие - это бытие человека с глубоко укорененными морально-духовными принципами, определяющими характер его поступков.
Противоречие между должным и сущим объективно является движущей силой моральной эволюции. Субъективно на определенном этапе нравственного развития это противоречие начинает восприниматься как естественное стремление человека к все большему раскрытию своего потенциала, в том числе и морального.
Эволюция морального сознания осуществляется в направлении параллельного развития интуитивного и рационального морального знания. Этот процесс связан с формированием качественно нового этапа - морально-прогностического знания. Такое знание является продуктом общей эволюции человеческого сознания, синтезом развитых до необходимого уровня интуитивного и морального знания.
Итак, человек качественно отличается от других природных систем наличием разума и свободной воли. Объективный характер морального закона не проявляется в виде биопсихического механизма, действующего безусловно, предморальная подсистема психики развивается на основе социального опыта. Оптимизирующий аспект морального закона выражается в «естественном отборе» среди социальных систем. Суть его заключается в том, что «выживают» те системы, развитие которых происходит в направлении единения и
кооперации, что обеспечивается приоритетом духовно-нравственных потребностей в данном конкретном обществе. Эвлюция морального сознания человека включает в себя следующие этапы: первичное моральное представление; рациональное моральное знание; интуитивно-рациональное моральное знание; морально-прогностическое знание. Этим уровням развития морального сознания соответствуют следующие типы морали: протомораль; рациональная мораль; интуитивная мораль; синтетическая прогностическая мораль.
О.В.Летов