Научная статья на тему '2000. 04. 013. Объединение Европы и Советский союз 1919-1932: материалы междунар. Коллоквиума &quotобъединение Европы и СССР&quot/ редкол. : Загорский А. В. , Наринский М. М. (отв. Ред. ), Чубарьян А. О. М. , 1999. 210 с'

2000. 04. 013. Объединение Европы и Советский союз 1919-1932: материалы междунар. Коллоквиума &quotобъединение Европы и СССР&quot/ редкол. : Загорский А. В. , Наринский М. М. (отв. Ред. ), Чубарьян А. О. М. , 1999. 210 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
239
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИАН А / ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ - ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - СССР / ИНТЕГРАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН - ИСТОРИЯ / КУДЕНХОВ-КАЛЕРГИ Р-Н / ОБЪЕДИНЕНИЕ ЕВРОПЫ - ПОЗИЦИЯ СССР / ПАНЕВРОПЕИЗМ / СССР - ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2000. 04. 013. Объединение Европы и Советский союз 1919-1932: материалы междунар. Коллоквиума &quotобъединение Европы и СССР&quot/ редкол. : Загорский А. В. , Наринский М. М. (отв. Ред. ), Чубарьян А. О. М. , 1999. 210 с»

НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

Международные отношения

2000.04.013. ОБЪЕДИНЕНИЕ ЕВРОПЫ И СОВЕТСКИЙ СОЮЗ 19191932: Материалы междунар. коллоквиума «Объединение Европы и СССР»/ Редкол.: Загорский А.В., Наринский М.М. (отв. ред.), Чубарьян А.О. - М., 1999. - 210 с.

Сборник включает материалы международного коллоквиума (Москва, октябрь 1997 г.) по проблемам объединения Европы в 20-30-х годах XX в. В центре внимания ученых находились два основный вопроса: деятельность графа Р-Н. Куденхова-Калерги и возглавлявшегося им па-невропейского движения, а также инициатива французского министра иностранных дел А.Бриана по объединению Европы (1929-1930). При этом авторы сборника акцентировали внимание на том, какое место занимал СССР в этих проектах, как воспринимало советское руководство концепцию объединения Европы. Участники дискуссии привлекли новые документы, хранящиеся в архивах Москвы, дипломатических архивах Франции и Германии.

Граф Рихард-Николас Куденхов-Калерги (1894-1972) стал первым в европейской истории общественным деятелем, которому удалось не только сформулировать идею объединения Европы, но и сделать первые практические шаги в области ее реализации. Его личности и истории созданного им движения «Пан-Европа» в период между двумя мировыми войнами посвящена статья А.Цигерхоф (Ун-т Граца). Книга-манифест Р-Н. Куденхова-Калерги «Пан-Европа», написанная в 1923 г., имела большой успех и была переведена почти на все языки мира. Главное внимание автор книги сосредоточил на внешнеполитических вопросах, отметив, что Европе угрожают три опасности: опасность разрушительной войны, опасность подчинения европейского континента России, угроза экономического распада, в котором заинтересованы Соединенные Штаты и Советский Союз. Именно поэтому, считал он, необходимо создание Европейского Союза государств, при непременной гарантии равноправия, безопасности и самостоятельности всех государств. Предполагалось учреждение Европейского суда, подписание европейского военного соглашения, создание европейского таможенного союза, совместное освоение европейских колоний, общая европейская валюта.

Автор статьи отмечает, что при разработке планов Пан-Европы перед Куденховым-Калерги встали три существенных вопроса: о включении Англии, которая в те годы представляла собой мировую державу, о Советском Союзе, в котором Куденхов-Калерги видел величайшую опас-

ность для Европы, и, наконец, о будущем Лиги Нации. В основу перестройки Лиги Наций должны были лечь пять мощных блоков: американский, британский, российский, дальневосточный, европейский. «Советский Союз может лишь тогда вступить в Лигу Наций, когда он станет демократическим государством», считал Куденхов-Калерги (с.11).

Поначалу Куденхов-Калерги развернул свою деятельность в странах Центральной Европы. Ему удалось заручиться поддержкой таких крупных государственных деятелей, как канцлер Австрии Игнац Зайпель, министр иностранных дел Чехословакии Эдуард Бенеш, председатель германского рейхстага Пауль Лебе. Куденхов-Калерги сумел довольно быстро создать организационные структуры паневропейского движения в Австрии, Чехословакии и Германии. Определенным рубежом в этом направлении стал приход Гитлера к власти в Германии: с этого момента борьба за Европу заключалась прежде всего в борьбе против национал-социализма.

Подробный анализ позиции Куденхова-Калерги по отношению к Лиге Наций и в вопросе участия или неучастия СССР в его проекте Пан-Европы дан в статье А.Флери (Женевский ун-т). Автор подчеркивает, что для Куденхова-Калерги неизменным было восприятие России вне Европы по политико-идеологическим мотивам, однако Куденхов-Калерги полагал необходимым поиск взаимовыгодного модус вивенди между Пан-Европой и СССР.

Отделение Паневропейского Союза - "Паневропейский союз Германии в 20-е годы" - стал предметом рассмотрения И.Кукушкиной ( Москва, ИВИ РАН). Он возник как демократическая общественная организация, в которую входили искренние сторонники тесного экономического и политического сближения европейских государств. На первом этапе деятельности Союза между большинством его членов и Куденховым-Калерги существовали разногласия по ряду важнейших программных вопросов паневропейского движения, однако, полагает автор, эти разногласия не обязательно должны были привести к расколу. Камнем преткновения для сторонников паневропеизма стали организационные вопросы, границы самостоятельной деятельности национальных секций.

А.Ревякин (Москва, МГИМО МИД РФ), на основе обширной корреспонденции Куденхова-Калерги лета 1926 г., показывает, как непросто складывались отношения между идеологом паневропеизма и французскими политическими кругами за несколько месяцев до открытия в Вене первого Конгресса Паневропейского союза. Автор объясняет это тем обстоятельством, что во Франции - стране, богатой историческими традициями - новые идеи приживаются очень трудно. «Они либо радикально отторгаются, либо постепенно усваиваются таким образом, что становят-

ся неузнаваемыми» (с.71). Поэтому Куденхов-Калерги не смог осуществить «свою несколько умозрительную стратегию развертывания Панев-ропейского движения во Франции» (там же). Автор обращает внимание и на то обстоятельство, что французские политики, даже сочувствовавшие идеям европейского примирения и объединения, испытывали определенное недоверие к инициативам, исходящим из стран по ту сторону Рейна.

А. Громова (Москва, ИВИ РАН) на основании изучения материалов паневропейского движения из Центра хранения историко-документальных коллекций пришла к выводу, что начало тридцатых годов в паневропейском движении - это этап поиска новых путей и методов объединения Европы. Начиная с 1932 г. главным направлением деятельности Паневропейского Союза становится разработка конкретных экономических проектов с перспективной целью объединения Европы. В этой связи особенно важны решения Базельского конгресса, который, в отличие от Венского конгресса 1926 г. и Берлинского 1930 г., (в работе которых принимали участие в основном политики и интеллектуалы), особое внимание уделил работе комиссий с привлечением высококвалифицированных специалистов по каждому из рассматриваемых вопросов.

По второму кругу вопросов - относительно инициатив А.Бриана по объединению Европы - в сборнике помещено семь статей. Ж.-А. Суту (Ун-т Париж-Сорбонна, Париж IV), освещает политику Франции по отношению к Советскому Союзу в контексте Локарнских договоров (19241929 гг.). Автор приходит к выводу, что заключение Локарнских договоров не было для Франции предлогом для создания антисоветской коалиции. Несмотря на первоначальное ужесточение политики в отношении СССР (1925 г.), А.Бриан все время стремился к сохранению контактов с Советской Россией. В 1927 г., когда посол СССР в Париже Раковский подписал резолюцию, призвавшую пролетариев капиталистических стран в случае войны работать на поражение своего правительства, а солдат -дезертировать из армии, и когда часть французской прессы начала кампанию с требованием разрыва отношений с СССР, Бриану удалось предотвратить этот процесс. На заседании Совета министров 17 сентября 1927 г. он сумел провести свою точку зрения, согласно которой отношения не будут разорваны, текущие экономические переговоры будут продолжены, советское предложение начать переговоры относительно пакта о ненападении будет принято. Автор подчеркивает, что, хотя для Бриана в Локарно было важно не допустить слишком тесного советско-германского сближения, он считал, что начатое в Локарно франко-германское сотрудничество должно перерасти в общую политику двух стран в отношении СССР. Именно таким образом, по мысли А.Бриана, можно было надеяться на постепенное вовлечение России в европейское

согласие (с.106). Однако реальный контекст международных отношений того времени, считает автор, не давал возможности А.Бриану реализовать это направление его политики.

Ж. Барьети (Ун-т Париж-Сорбонна, Париж IV), продолжая тему СССР в европейском проекте А.Бриана, характеризует курс А.Бриана как "оригинальное экономическое и политическое строение Европы независимой, с одной стороны, от сильной Америки, а с другой - свободной от угрозы, исходящей от Советского Союза, от его революционного прозелитизма и его дипломатических маневров» (с.116). А.Бриан был разочарован пактом "отказа от войны" Бриана-Келлога (27 августа 1928 г.). Поскольку Франция не могла рассчитывать на дружественную американскую помощь в обеспечении своей безопасности и мира в Европе, надо было, по мнению А. Бриана, чтобы Франция нашла для себя некую систему в Европе. Эта позиция была сформулирована в его речи на генеральной ассамблее Лиги Наций в Женеве (5 сентября 1929 г.). "Я полагаю, -заявил А.Бриан, - что между географически сгруппировавшимися народами, каковыми являются народы Европы, должны существовать некие федеральные связи: эти народы должны иметь возможность в любой момент входить в контакт, обсуждать свои интересы, принимать сообща решения, устанавливать между собой отношения солидарности. Это позволило бы им справляться, когда это потребуется, с возможным осложнением обстановки" (цит. по: с.117-118). Автор статьи отмечает, что во всех этих французских инициативах СССР не отводилось никакого места; франко-советские отношения в 1929 году оставались на мертвой точке.

Автор рассматривает также сложный и малоизвестный вопрос дипломатической истории: проект пересмотра устава Лиги Наций от 19291931 гг.

Ф.Книппинг (Ун-т Вупперталя) показывает на основе немецких источников, что "Проект Бриана" (1930 г.) послужил поводом для налаживания более тесного сотрудничества между правительством Германии и СССР. Москва, которая изначально не была приглашена для участия в международной разработке этого проекта, незамедлительно и твердо поддержала Берлин в его отказе двигаться в направлении французской Пан-Европы. А Германия делала все, чтобы заставить Францию согласиться, пусть с опозданием, на участие СССР в обсуждении планов объединения Европы (с.129).

З.Белоусова (Москва ИВИ РАН) на основе материалов архивов МИД и ЦК ВКП(б) подробно рассматривает позицию СССР относительно плана европейской федерации А.Бриана. К.Зуева (Москва ИМЭМО РАН) показывает оценку плана Бриана в советской и западной печати.

С.Дюлен (Ун-т Сорбонны-Париж-1) дает оценку взглядам советской дипломатии на Европу на пороге 30-х годов двадцатого века.

Франко-советским отношениям 30-х годов посвящена заключающая сборник статья Элизабет де Рео (Ун-т Сорбонны-Париж-Ш). Написанная на материалах из военных архивов Франции, статья рассматривает процесс франко-советского сближения в 1930-1932 гг., в результате которого был заключен пакт о ненападении (29 ноября 1932 г.) Автор отмечает большую роль Э.Эррио, Э.Даладье, Ш.Поль-Бонкура, П.Кота - политиков, придерживавшихся весьма близких позиций относительно необходимости развития франко-советского сближения. Однако период, предшествовавший ратификации франко-советского пакта о ненападении (лето-осень 1932 г.), говорится в статье, был отмечен серьезными затруднениями, свидетельствовавшими о существовании сильного оппозиционного течения. Изучение военных архивов позволило автору подтвердить наличие значительного числа противников подписания, а затем и осуществления пакта о ненападении. Документация показывает, что на французских дипломатов, находившихся в Москве или исполнявших свои обязанности в Париже, оказывалось прямое давление с целью ограничить масштабы обязательств с французской стороны (с. 204).

И.Е. Эман

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.