2000.03.022. ЙЫЛМАЗ Ш. ОСМАНСКИЙ ВОИН ЗА РУБЕЖОМ: ЭНВЕР ПАША, ПОКИНУВШИЙ РОДИНУ.
YILMAZ S. An Ottoman warrior abroad: Enver pasa as an expatriate// Middle Eastern studies. — L., 1999. — V ol. 35, N4. — P. 40-69.
Автор напоминает о феерич. карьере Энвер паши, ставшего после младотурецкой революции 1908 г. одним из членов диктаторского триумвирата, правившего Османской империей, военным министром и зятем султана. За участие в революции он прославлялся как "герой свободы", а затем демонизировался за участие в триумвирате, активное втягивание Империи в первую мировую войну и ее последующее поражение. В турецкой историографии деятельность в последние годы его жизни (1918-1922) замалчивалась из-за соперничества младотурок и кемалистов (в т.ч. лично Энвера и Кемаля), но в настоящее время, после распада СССР и установления контактов между Турцией и государствами Центр. Азии (ЦА), возобновился интерес к личности Энвера как пропагандиста пантюркистских и панисламистских идей в ЦА.
После подписания Османской империей Мудросского перемирия (30 окт. 1918 г.) с державами Антанты Энвер бежал в Берлин, где предлагал К.Радеку "мусульмано-советский союз против англичан" (с. 48). В 1920 г. он появился в Москве, где пытался сыграть роль посредника между кемалистами и Советами. Степень его участия в переговорах о подписании советско-турецкого соглашения 1921 г. не известна, но сам он утверждал, что способствовал успеху переговоров. В частности, он сообщал Мустафе Кемалю о своем участии в предварительных переговорах турецких дипломатов и сопровождении их на встрече с Чичериным1.
Отвечая на это письмо, Мустафа Кемаль был скорее скептичен относительно намерений Энвера действовать в качестве посредника и подлинного представителя Турции. Более того, он боялся, что подчеркивание Энвером панисламизма может отдалить большевиков от нац.-освободительной борьбы в Анатолии и был убежден в необходимости подчеркивать антибританский аспект турецко-советского союза. 4 октября 1920 г. он писал Энвер-паше, что необходимо представлять цели Турции как борьбу за независимость, против
1 Karabekir K. Istiklal harbimizde Enver pasa ve ittihad ve terakki erkani. — Istanbul, 1967. — Опис. по реф. источ.
британского угнетения, "которое стремится низвести все мусульманские и немусульманские народы Востока до уровня домашнего скота"; в письме вновь подчеркивалось, что Энвер должен воздерживаться от излишнего выпячивания панисламизма1 (с. 49).
Большевики думали использовать престиж Энвера в мусульманском мире, чтобы, во-первых, обеспечить поддержку мусульманских территорий в границах советской власти, во-вторых, вызвать сопротивление британскому игу на Востоке. Поэтому, с поощрения советских властей, Энвер провозгласил создание Союза исламских революционных обществ, который должен был стать исламским интернационалом. Бежавшие главари младотурок разделили регионы мусульманского мира, где они должны были поощрять антиимпериалистич. движения: Энвер-паше достался Туркестан.
В сентябре 1920 г. Энвер был на Съезде народов Востока в Баку (отдельно от кемалистской делегации). Его речь — смесь большевистских терминов ("угнетенные народы", "нац. самоопределение") и оправдания вступления Османской империи в первую мировую войну на стороне Германии — не имела успеха. Согласно донесению британского агента в Форин офис2, "идеи мусульманских национальных коммунистов Султан-Галиева, Рыскулова и Ходжаева, проповедовавших поддержку всех револю-ционных движений в колониальном мире и коммунизм с националистическим и исламским подтекстом, очевидно, имели значительное влияние на Энвер-пашу. Его склонность к панисла-мистским и пантюркистским идеям должна была окрепнуть и соединиться с влиянием коммунистической идеологии в уникальную смесь коммунизма, национализма и ислама" (с. 51).
Встречи Энвера с мусульманскими делегатами Съезда вызвали озабоченность Москвы, а сам Съезд, который был символом его наибольшего сближения с большевиками, скорее показал противоположность интересов обеих сторон. Тем не менее Энвер пытался получить поддержку большевиков в своих планах возглавить националистич. движение в Анатолии, оттеснив Мустафу Кемаля (по тем же архивным данным Форин офис, до 1/3 членов Великого нац. собрания Турции (ВНСТ) склонялись к поддержке Энвера (с. 53). Интриги Энвера
1 См. Ali Fuat Cebesoy. Moskova hatiralari. Istanbul, 1995. — Опис. по реф. источ.
2 Автор ссылается на архив Форин офис.
беспокоили Кемаля, ибо совпали по времени с греческим наступлением в Анатолии. 12 марта 1921 г. был издан указ ВНСТ, запрещающий ему и Халил-паше обратный въезд, но он в письме Кемалю 16 июля 1921 г. все равно не исключал этой возможности (с. 53). Решительная победа кемалистов в битве при Сакарье в сентябре 1921 г. положила конец анатолийским планам Энвера и его заигрыванию с Москвой.
В ноябре 1921 г. советское правительство отправило Энвер- пашу в ЦА, чтобы, во-первых, отдалить его от Анатолии, во-вторых, использовав его популярность, отвлечь симпатии от басмачей и противодействовать возможному афганскому вмешательству (при британской поддержке) в дела ЦА. Однако "Энвер намеревался вести панисламистскую и пантюркистскую войну в Туркестане, имея очень смутные представления о реальном положении дел" (с. 54). Вскоре после прибытия в Бухару он присоединился к басмачам. Первые 3 ме-сяца он и его спутники были фактически узниками в отряде Ибрагим бея и за это время успели убедиться в "слепом фанатизме многих басмачей, которые считали своим главным врагом не русских, а джадидов — младобухарцев" (с. 56). Получив свободу после вмеша-тельства бывшего эмира Бухары, он должен был попытаться объединить разрозненные отряды басмачей1. К середине весны 1922 г. ему удалось добиться контроля над вост. частью Бухары. Отвергнув предложение о перемирии, Энвер направил советскому правительству 19 мая 1922 г. ультиматум с требованием в 14-дневный срок вывести советские войска из Туркестана. В ответ были направлены подкрепления в Красную Армию.
Положение Энвера подрывали этнич. распри среди басмачей, его декреты от имени "командующего исламских войск, зятя Халифа и представителя Пророка" подрывали доверие к нему бывшего эмира. Отряды Энвера таяли, и 4 авг. 1922 г. он был убит в бою. После этого сопротивление басмачей было недолгим, ибо тактика советского правительства сочетала военные меры с политикой умиротворения, особенно в вопросах религии (возвращены земли мечетям, вновь открыты шариатские суды и медресе). Новая волна басмачества началась лишь в эпоху коллективизации. Во время своей борьбы в ЦА Энвер "не
1 По данным британской разведки, в Фергане было 2 типа басмачей: 5-6 тыс. борцов против советов Шер Мохаммеда, которых поддерживает население, и 2 тыс. явных бандитов Ахмада Пахлавана, терроризирующих окрестности и всеми ненавидимых (с. 5758) — автор ссылается на архив Форин офис. — Прим. реф.
смог добиться поддержки населением панисламистских и пантюркистских идеалов" (с. 64).
Автор призывает пересмотреть точку зрения турецкой историографии на центральноазиатский период жизни Энвера как на простую авантюру. Крушение Российской империи и приход к власти большевиков рассматривались многими как шанс ответить на вызов Запада, открыть горизонты перед Востоком. "Поэтому их сближение с большевизмом, распространение панисламистских и пантюр-кистских идей необходимо оценивать, учитывая эти коренные изменения на международной арене" (с. 64-65).
С.И.Кузнецова