Научная статья на тему '2000. 02. 032. Вопросы интонации и прикладной фонетики // проблемы фонетики. М. , 1999. Вып. 3 / отв. Ред. Касаткина Р. Ф. С. 223-318'

2000. 02. 032. Вопросы интонации и прикладной фонетики // проблемы фонетики. М. , 1999. Вып. 3 / отв. Ред. Касаткина Р. Ф. С. 223-318 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
149
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТОНАЦИЯ РУССКИЙ ЯЗЫК / РУССКИЙ ЯЗЫК ИНТОНАЦИЯ / РЕЧЬ АВТОМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2000. 02. 032. Вопросы интонации и прикладной фонетики // проблемы фонетики. М. , 1999. Вып. 3 / отв. Ред. Касаткина Р. Ф. С. 223-318»

2000.02.032. ВОПРОСЫ ИНТОНАЦИИ И ПРИКЛАДНОЙ ФОНЕТИКИ // Проблемы фонетики. — М., 1999. — Вып.3 / Отв. ред. Касаткина Р.Ф. — С.223-318.

В статье С.В.Кодзасова "Уровни, единицы и процессы в интонации" предлагается обсудить проблемы интонации в рамках целостной динамической модели, описывающей процесс построения интонационной характеристики высказывания по некоторому семантическому заданию. Отмечается, что интонационная характеристика предложения "собирается" текущим образом из некоторых элементов совершенно так же, как строятся другие характеристики предложения. Для этого должен существовать особый словарь интонационных знаков, позволяющий по некоторой семантической категории вынимать нужную интонационную характеристику (из словаря). Минимальной единицей будет "интонема" сочетания единиц будут называться "интонационными конструкциями" (ИК), полная интонационная характеристика предложения будет названа "интонационной конфигурацией" (ИКФ).

Правила "сборки" не тривиальны, в разных языках они устроены по-разному, имеют нефонетический характер (являются аналогом морфонологических сегментных правил). На выходе правил получается глубинная интонационная характеристика высказывания, затем работают собственно фонетические правила интонации (членение на фонетические синтагмы, иерархическое выстраивание акцентов и др.). Результатом является поверхностная интонационная структура (инструкция для речепроводящего механизма, определяющего просодические характеристики акустического сигнала). Рассматриваются два наиболее важных аспекта модели (структура единиц интонации в их соотнесении с семантической и грамматической структурами предложения и преобразования, которые происходят при уровневых переходах).

Предлагается изменить подход к описанию инвентаря интонационных средств русского языка, определяются основные задачи дальнейшей работы. Приводятся примеры разных типов процессов в интонации на разных уровнях порождения (глубинные процессы — размещение акцента, тип акцента; поверхностные процессы — "эвфонические", внелингвистические процессы). Подчеркивается особая важность контроля семантических переменных, определяющих интонацию предложения.

В статье И.Фужерова "Интонация и единство текста" автор касается истории изучения интонации и просодии, ритма речи. Отмечается, что существует ритмическая организация речи разговорной. Приводятся примеры, на основании которых делается заключение, что в нарративных высказываниях всегда присутствует чередование восходящего движения основного тона с нисходящим (чередование направлений в движении основного тона является элементом, который придает речи особую организацию, обеспечивающую ее ритм). В однословных высказываниях, состоящих из синтагмы, чередование направлений в движении основного тона выполняет предикативную функцию и создает коммуникативную единицу. Таким образом, речь ритмически организована движением основного тона (это как бы ритм фона, на котором вырисовывается другой ритм — сегментов, слогов, соответствующих кульминационным точкам каждого из направлений основного тона). Последовательность высказываний ритмически организована чередованием мелодических вершин и спадов, значимых при восприятии. В распространенных высказываниях это чередование отражает функциональную перспективу высказывания. Этот интонационный ритм способствует передаче организации информации. Восходящий контур кривой соответствует теме нарративного высказывания, а нисходящий —ядру его ремы. Кроме того, развертывание информации соответствует прогрессивному характеру интонации. Приводятся некоторые особенности темо-рематической организации вопросительных высказываний. Указывается, что кроме оппозиции по синтагматической оси, когда в пределах одного высказывания кульминационная точка темы противопоставлена кульминационной точке ремы, имеет место парадигматическая оппозиция, когда нарративное высказывание противопоставляется общему вопросу по направлению движения тона соответственно в ударных слогах темы и ремы (т.е. члены актуального членения общего вопроса диаметрально противоположны соответствующим членам нарративного высказывания). В качестве задачи для дальнейшего исследования отмечается определение просодической специфики каждого из компонентов актуального членения.

Автор выдвигает предположение, касающееся эллиптических структур реплик-ответов, связанной с заботой о сохранении ритма речи, ритма диалога. Указывается, что при разработке теории текста интонация

должна быть принята в расчет не только как грамматическое явление, но и как элемент текста.

В статье Е.В.Скворцовой "К вопросу об интонационном строе русского языка и взаимоотношении интонационных единиц" русская интонация понимается как явление знаковое, т.е. обладающее планом выражения и содержания. Для интонационных единиц (ИЕ) существует только одно фонологическое противопоставление, где интонация максимально независима. Остальные изменения — следствие влияния лингвистических и экстралингвистических факторов. Семантическое противопоставление этих единиц (выраженное в повышении/понижении тона) можно определить как незавершенность и завершенность. Все остальное — производное от двух основных элементов. Понимание русского интонационного строя возможно только при разведении двух типов ИЕ (коммуникативного и экспрессивного). Это как бы две интонационные системы, обладающие своими фонетическими средствами, значениями, функциями. Сложность в том, что оба типа ИЕ реализуются на одной основе (фрагменте высказывания — синтагме), причем тесно переплетаются.

Даются определения модальности (точнее, субъективной модальности), эмоциональности, экспрессивности. Приводится схематическое описание системы ИЕ коммуникативного типа. Приводятся примеры. Отмечается, что в предложенную таблицу вошли не все ИЕ коммуникативного типа. Представлены скорее наиболее яркие полюса, между которыми располагаются комбинированные и переходные варианты. Дается общая характеристика организации и взаимоотношения ИЕ коммуникативного и ИЕ экспрессивного типа (основой ИЕ экспрессивного типа является ритм, коммуникативного — мелодика). Каждая интонационная модификация может представлять синтез ИЕ. Перспективу исследования автор видит в создании каталога интонационных единиц и их реализаций.

Статья Г.Брюс "Моделирование шведской интонации для прочитанной и спонтанной речи" предлагает подход к изучению просодии диалога, включающий анализ диалогической структуры, просодический анализ (аудитивный и акустико-фонетический) и синтез. Работа осуществлялась в рамках проекта и имела целью создание более эффективной просодической модели, предназначенной для описания образцов спонтанной речи (СР) и подготовленного диалога. Основная гипотеза следующая: просодия способна выражать ряд различных

коммуникативных функций, но отношение между определенной функцией и ее фонетическим выражением обычно непрямые и достаточно сложные. Среди наиболее очевидных различий между двумя видами образцов автор отмечает следующие. Тон играет существенную роль как показатель содержательной организации текста, тематической структуры и смысловых частей (в рассматриваемых вариантах имеется варьирование общего уровня и диапазона основной частоты, что является отражением определенной структуры текста). Прочитанный текст организован стереотипно, и его части четко разграничены. Начальное увеличение уровня и диапазона первой синтагмы или высказывания, промежуточное значение в средней части и конечное понижение тона в последней синтагме или высказывании участка текста могут представлять определенный стереотип чтения.

В качестве характерной черты для СР автор отмечает локальное увеличение диапазона основной частоты, в особенности в центральных участках, что может служить средством установления обратной связи с собеседником. Перечисленные выше и другие интонационные признаки структурированы в просодической модели и оцениваются с точки зрения их значимости как показателей прочитанной и спонтанной речи.

Целью статьи Т.П.Скориковой "Лингвистические приметы акцентно маркированных лексем в устном научном тексте" является обоснование понимания акцентного выделения (АВ) слова как явления лексемного и текстового уровня, обнаруживающего соотнесенность с определенными классами слов и имеющего отношение к формированию текста в устной научной речи (УНР). Анализ указанных текстов позволяет автору высказать мысль о продуктивности введения понятия акцентной маркированности в семантическую характеристику лексики русского языка. Исследование показывает, что акцентная маркированность слова связана с лексическим ядром русского языка, с его метасловарными ресурсами, и, очевидно, имеет свои глубинные аналоги в универсальном предметном языковом коде. В качестве перспективной предлагается идея о том, что акцентогенный пласт "ядерных" лексем языка способен выступать в качестве параллельного "гипертекста", содержание которого единообразно "прочитывается" адресатом в различных ситуациях устного публичного (научного) общения.

Статья О.Ф.Кривновой "Смысловая значимость просодических швов в тексте" представляет результаты исследования, являющегося

продолжением работы по изучению функциональной природы и роли просодических швов (ПШ) в связном тексте. Гипотеза следующая: при восприятии звучащего текста слушающий реконструирует ритмические и интонационно-паузальные решения говорящего, которые помогают ему ориентироваться в развертывающемся во времени акте создания высказывания, а физические паузы (сопутствующие собственно интонационным швам) дают возможность слушающему интерпретировать обработанную информацию, а также строить правдоподобные гипотезы по поводу возможного продолжения высказывания. При этом поведенческая и смысловая значимость ПШ должна расти с увеличением их глубины (при наличии противопоставления ПШ минимальной глубины членения остальным). Вероятно также, что выделяемые слушающим по смыслу текстовые фрагменты совпадают с собственно интонационными составляющими.

Поясняется понятие просодической иерархии, связываемое непосредственно с глубиной ПШ. Выделяются четыре уровня, низший из которых автор называет синтагмами, следующий за ним — интонационными фразами. Далее идет уровень собственно интонационных составляющих (интонационно-смысловые - комплексы), самый верхний уровень образует составляющая, соответствующая всему высказыванию.

В работе производятся данные экспериментального исследования смысловой значимости просодических швов, позволяющие сделать следующие выводы: иерархическая организация ритмико-интонационного членения влияет на смысловое членение воспринимаемого звучащего текста, верхний предел смыслового членения образуют интонационно-смысловые комплексы, завершаемые ПШ 3 или 4; если высказывание совпадает в своих границах с интонационно-смысловым комплексом, нижний предел смыслового членения задается интонационными фразами, т. е. базовыми единицами собственно интонационного членения; фонетические синтагмы, как правило, не являются единицами текущего смыслового членения (они могут выделяться на достаточно низких, собственно фонетических уровнях анализа). Автор предполагает, что для смыслового членения существенна не только глубина просодического шва, но и характеристики текстового события, с которым совпадает этот шов (это тема дальнейшего исследования).

В статье Л.Т.Выгонной, Л.П.Морозовой "Интонационные характеристики речи и оценка ее индивидуального варьирования" отмечается, что автоматический (или осознанный) выбор определенных типов интонационного оформления высказывания доступен для слухового наблюдения. Приводятся данные экспериментальных исследований украинских и белорусских фонетистов по определению индивидуальных качеств речи, выбору наиболее целесообразных типов интонационного оформления высказываний и т.д. Указывается, что полученные факты позволяют приблизиться к формулированию правил, определяющих отдельные компоненты интонационного оформления высказываний с разными жанрово-стилевыми показателями. В качестве дальнейшего направления исследований предлагается проследить жанрово-стилевую обусловленность интонационных средств и составить список регулярно наблюдаемых соответствий такого рода; установить иерархию правил с точки зрения регулярности и строгости их действий в речи.

Цель статьи О.А.Мейер "Семантические и просодические особенности речевого акта "сообщение" в учительской речи" — показать, как семантические особенности дидактических сообщений влияют на выбор определенного просодического образца в учительской речи. Рассматриваются четыре вида дидактических сообщений, соотнесенные с наиболее типичными обучающими задачами урока. Исследовались магнитные записи школьных уроков, на основе их анализа был подготовлен экспериментальный материал. Автор отмечает, что при выделении знаний, обладающих высокой информативностью, учитель использует пословное и послоговое акцентирование, увеличение длительности гласных акцентируемых слогов, увеличение интервала изменения тона, повторный акцент. Для выражения подчеркнутого сопоставления используется долгота и двуморовость ударного гласного. Сообщения, содержащие неожиданный факт, имеют специфические просодические маркировки, типичные для выражения семантики противоречия (используется фальцет). При настойчивом исправлении ошибки учительская риторика включает комплекс просодических средств контрастивности (увеличение длительности ударного гласного, его динамическую неоднородность).

Кроме того, отмечается, что учительская риторика отражает разные способы воздействия на слушателей, для чего выбираются определенные просодические средства. Так, средствами давления на

слушателей при обучении являются повторные акценты, увеличение интервала изменения тона, сопровождающие акценты, увеличение длительности ударных гласных.

В статье Р.К.Потаповой "О специфике в развитии современных систем устно-речевого общения "Человек ЭВМ" подчеркивается, что в 60-е годы XIX в. сформировалось направление, названное "обработка естественного языка" в рамках которого исследовались методы и разрабатывались системы общения человека с ЭВМ на естественном языке (ЕЯ). Взаимодействие пользователя с ЭВМ происходит на стадиях разработки, использования и дальнейшего развития. Низкая эффективность традиционных средств общения обусловлена тем, что не учитываются следующие особенности: изменяемость информационных потребностей пользователя, несовпадение взглядов на мир; связность общения; "неправильность" высказываний пользователя. Разработка средств нового поколения ведется по следующим направлениям: 1) повышение уровня и увеличение непроцедурности формализованных языков общения; 2) использование конечными пользователями для взаимодействия с ЭВМ ЕЯ, ограниченного (семантически и прагматически) проблемной областью.

Созданные системы устно-речевого общения имеют разные сферы применения и имеют ряд преимуществ. Основой для разработки современных систем устно-речевого общения является лингвоакустическая и информационная теория речеобразования и восприятия речи. Важно, чтобы система речевого общения в функциональном отношении была ближе к естественной. Полезными здесь оказываются новые речевые технологии, позволяющие получить конкретные количественные данные и выявить особенности их классификации. Приводится пример, представляются другие источники информации, варианты систем, примеры использования опыта экспертов-фонетистов. Отмечается, что оптимальное использование фонетических знаний связано с построением двух основных стратегий поиска: поиска знаний общекоммуникативного плана и знаний узкого фонетически сориентированного характера (в совокупности позволяющих повысить уровень распознавания и понимания звучащей речи).

М.В.Хитина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.