1'2010
Пробелы в российском законодательстве
2.9. КОЛЛИЗИИ В ПРАВЕ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН НА ПРИМЕРЕ БЕЗДОМНЫХ
Халак Оксана Николаевна, адъюнкт. Место учебы: факультет подготовки научно-педагогических кадров, Владимирский юридический институт ФСИН России. Email: [email protected]
Аннотация: Проведенный автором анализ действующего российского законодательства свидетельствует, что коллизии в праве выступают фактором реализации конституционных прав граждан. Именно этой теме посвящена настоящая статья.
Ключевые слова: коллизии, правовой статус, фактическое положение личности, бездомные.
COLLISIONS IN LAW TURN OUT TO BE A FACTOR FOR THE REALIZATION OF CONSTITUTIONAL RIGHTS OF THE CITIZENS
Khalak Oxana Nikolaevna, adjunct. Place of study: scientific-pedagogical staff training department, Vladimir law institute of Russian Federal penitentiary service. E-mail: [email protected]
Annotation: The analysis of our Russia current legislation, carried out by the author, revealed that collisions in law turn out to be a factor for the realization of constitutional rights of the citizens. The article is devoted to the particular problem.
Keywords: collisions, legal status, real position of person, homeless.
Проблематика правового статуса является одной из центральных в теории государства и права. Осмысление данного феномена, его содержания и структурных элементов прошло длительный этап, начиная с античности и до нашего времени. При этом на каждом этапе исторического развития общества в силу влияния социально-экономических, морально-этических, религиозных и научных воззрений данное понятие претерпевало значительные изменения в своем содержании.
На современном этапе развития российского общества государство признает и гарантирует личности ряд определенных прав, свобод, а также устанавливает обязанности гражданина. Положения главы 2 Конституции России составляют основы правового статуса личности в РФ.
Вместе с тем следует констатировать, что быстротекущие в современном обществе процессы, появление новых, не урегулированных нормами права общественных отношений, диктуют необходимость в стремительном и масштабном развитии российского законодательства, что неизбежно приводит, в том числе к появлению противоречий в праве. Последнее сказывается на эффективности правового регулирования, состоянии законности и правопорядка, правосознании, правовой культуре общества, на правомерном поведении граждан.
Появление коллизий в праве способствует и тому, что общепризнанные принципы и нормы международного права в области прав и свобод человека, которые дублируются в национальном законодательстве, установленные Конституцией России обязанности гражданина, начинают носить в нашей стране декларативный
характер, что, несомненно, приводит к ущемлению прав, законных интересов граждан.
В данном случае приходится говорить о существующей в современном российском обществе проблеме противоречий между правовым статусом гражданина и его фактическим положением.
Для того чтобы наглядно продемонстрировать влияние коллизий на реализацию конституционных прав граждан приведем ряд примеров.
Ст. 41 Конституции России закрепила право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. При этом медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и иных поступлений.
В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан провозглашен принцип обеспечения охраны здоровья независимо от места жительства. В соответствии с Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 года № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», бесплатная медицинская помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования предоставляется гражданам, имеющим страховой медицинский полис обязательного медицинского страхования, утвержденными Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, регистрация по месту жительства является обязательным условием для реализации прав граждан по обязательному медицинскому страхованию.
Таким образом, бездомные могут рассчитывать только на срочную госпитализацию в случае, если окажутся в критическом состоянии. В случае инфекционных заболеваний, таких как туберкулез, отсутствие должного лечения приводит к дальнейшему распространению среди населения.
Ст. 37 Конституции Российской Федерации гарантирует право на свободу труда, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Согласно ст. 3 Трудового кодекса РФ запрещается любая дискриминация в сфере труда, а именно: никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания) и иных обстоятельств.
Несмотря на существование законодательного запрета на любое ограничение прав на трудоустройство в отношении не имеющих регистрации граждан, найти официальную работу без регистрации по месту жительства практически невозможно. В России отсутствуют условиях для реализации бездомными права на труд. Во-первых, это объясняется тем, что бездомные не могут предоставить работодателю документы, предусмотренные ст. 65 Трудового кодекса РФ, - свидетельство государственного пенсионного страхования, документ воинского учета для военнообязанных по следующим основаниям.
Даже если бездомный человек и имеет паспорт гражданина РФ, получить свидетельство государственного пенсионного страхования он не может, так как согласно ст. 7 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» оно выдается по месту жительства.
КОЛЛИЗИИ В ПРАВЕ
Халак О.Н.
В соответствии с Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства от 27 ноября 2006 г. № 719, воинский учет граждан осуществляется по месту жительства или по месту пребывания.
Таким образом, отсутствие указанных документов у бездомных граждан приводит к невозможности реализации ими своего конституционного права на труд.
Во-вторых, на практике при трудоустройстве работодатель сверх документов, предусмотренных ст. 65 ТК РФ, требует свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства, который выдается налоговым органом по месту жительства.
А в соответствии со ст. 65 Трудового кодекса РФ, этот документ обязателен для представления работодателю при трудоустройстве.
Помимо этого, в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина. То есть наличие регистрации по месту жительства является обязательным условием для признания органами службы занятости гражданина безработным.
В результате бездомных граждан в качестве безработных не регистрируют, направление на трудоустройство не дают, пособия по безработице не выплачивают, в активные программы содействия занятости (профессиональное обучение, повышение квалификации, стажировки) не включают.
Отметим, что коллизии в правовом статусе гражданина могут выступать, в том числе и как фактор бездомности.
Ст. 40 Конституции России гарантирует право каждому на жилище.
Органы государственной власти создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется либо бесплатно, либо за доступную плату из жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, состоящим в органе местного самоуправления по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с Законом Владимирской области от 6 мая 2005 г. № 49-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется исполнительными органами местного самоуправления по месту их жительства путем принятия решений по данным вопросам на заседаниях жилищной комиссии. Место жительства в данном случае определяется местом регистрации гражданина.
Таким образом, лица, не имеющие жилья и наиболее нуждающиеся в нем, не имеет возможности реализовать свое право на жилище, гарантированное им Основным законом страны.
Кроме того, бездомные лишены возможности принять участие в программе ипотечного жилищного кредитования, поскольку в соответствии со ст. ст. 13, 14 Федерального закона от 16 июля 1998 г. «Об ипотеке», регистрация по месту жительства является обязательным условием для участия в указанной программе.
Проведенный нами анализ нормативно-правовых актов доказывает, что коллизии присутствуют практически во всех отраслях российского законодательства. В результате признанные и гарантированные государством каждому гражданину права, установленные законом обязанности фактически оказываются не доступны для их реализации бездомными гражданами.
В связи с этим преодоление коллизий в правовом статусе гражданина должно являться одной из основных задач юридической науки и практики, поскольку человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина в нашей стране - прямая обязанность государства.
Список литературы:
1. Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российские механизмы защиты // М.: Московская школа прав человека. 2003;
2. Комкова Г.Н. Конституционные принципы правового статуса личности в Российской Федерации // Институт прав человека в России. Саратов. 1998;
3. Матузов Н.И. Право и личность // Теория государства и права. М.: Юристъ. 1997;
4. Права человека в Российской Федерации: докл. о событиях 2005 г. // М.: Моск. Хельсинк. Г руппа. 2006.
5. Эбзеев Б.С. Конституция, демократия, права человека / Б.С. Эбзеев. - М. 1992.
Рецензия
на статью Халак Оксаны Николаевны
«Коллизии в праве как фактор реализации конституционных прав граждан на примере бездомных»
Актуальность статьи на данную тему объясняется тем, что коллизии в праве приводят к различным последствиям в обществе, в том числе и к ущемлению прав и законных интересов граждан. Элементы новизны присутствуют как в постановке проблемы противоречивости правового статуса гражданина и его фактического положения на примере бездомных, так и в самих тезисах, раскрывающих содержание данного вопроса.
Достоинство статьи в том, что она написана на основе изучения норм российского законодательства, практики их применения.
Рекомендована для публикации в журналах ВАК.
Научный руководитель,
Доктор юридических наук,
Профессор И.Д. Борисова