Хроника научной жизни
М.С. Булах
17-Я МЕЖДУНАРОДАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ЭФИОПИСТИКЕ (АДДИС-АБЕБА, ЭФИОПИЯ, НОЯБРЬ 2009 г.)
Международная конференция по эфиопистике представляет собой одну из регулярных интернациональных конференций. Она организуется раз в три года, в ней принимают участие ученые, специализирующиеся в различных областях эфиопистики: истории, филологии, языкознании, искусствоведении, антропологии, религиоведении, социологии, политологии, экологии и т. д. Традиционно местом проведения каждой третьей конференции является Аддис-Абеба, как это случилось и в 2009 г. Конференция была объявлена юбилейной: в том году исполнилось 50 лет с момента проведения первой конференции по эфиопистике (которая состоялась в Риме в 1959 г.).
За истекшие полвека многое изменилось как в политической, так и в научной жизни Эфиопии и всего мира. Изменился и взгляд на саму эфиопистику, которая в настоящий момент понимается гораздо шире, чем 50 лет назад. Все эти перемены находят отражение и в структурах конференций по эфиопистике, и в составе их участников. В рамках первой конференции было прочитано порядка 35 докладов, тематика которых ограничивалась историей, филологией, лингвистикой, антропологией, искусствоведением. Значительная часть этих выступлений была связана с культурой и литературой христианской Эфиопии. Это дает весьма верное представление о состоянии эфиопских исследований на тот момент времени. Действительно, изначально эфиопистика понималась как гуманитарная дисциплина, в центре внимания которой находились культура, литература и религия народов Эфиопского нагорья - амхара и тигринья. Среди ученых, занимающихся этой дисциплиной, насчитывалось лишь несколько представителей самой Эфиопии.
© Булах М.С., 2011
Программа 17-й Международной конференции по эфиопистике, в сравнении с программой первой конференции, дает весьма яркое представление о количественных и качественных преобразованиях, произошедших в данной дисциплине за истекший период, и о современном ее состоянии. В ходе конференции было прочитано более 200 докладов, распределенных по следующим 14 параллельным секциям: антропология и социология (две параллельные секции), развитие и окружающая среда, образование и искусствоведение, история (2 параллельных секции), археология, правоведение и политология, лингвистика, филология, литературоведение, философия и религиоведение, культура и традиционное знание в Южной Эфиопии, архивоведение. Таким образом, наряду с традиционными дисциплинами, входящими в круг интересов эфиопистики, немаловажное место на конференции заняли такие общественные науки, как социология, экология, правоведение, политология. Тематика представленных докладов была настолько широка, что ряд направлений не был выделен в отдельные секции. Кроме того, многие доклады имели интердисциплинарный характер.
Более пристальный взгляд позволяет обнаружить, что и внутри отдельных дисциплин наблюдаются значительные изменения в направлении исследований.
Так, в секции по антропологии и социологии значительное количество докладов являются результатами исследований южных народов Эфиопии - таких, как волайта, гедео, сидама, кафа, арборе, дасенеч, гумуз, кыстане, силте и т.д. (более того, культуре южных народов была посвящена отдельная секция - культура и традиционное знание в южной Эфиопии - большей частью также включившая в себя антропологические презентации). Восемь докладов были посвящены культуре оромо. Напротив, народам амхара и тигринья, традиционно стоявшим в центре исследований европейских ученых-эфиопистов, было уделено сравнительно мало внимания: два доклада рассматривали различные аспекты амхарского общества в Бахр Даре и Гондаре, в то время как третий описывал традиционный праздник «Хыдар Цийон» в Аксуме. Три доклада были посвящены «эфиопским евреям» - бета исраэль.
Та же тенденция - определенная «децентрализация» эфиопских исследований, перенос внимания с центральных областей (Эфиопское нагорье) на «периферию» - наблюдается и в лингвистической секции.
Из эфиосемитских языков наиболее популярным материалом исследования естественным образом оказывается амхарский язык (пять докладов). Одно выступление было посвящено языку аргобба (малоизученному южноэфиосемитскому языку), одно - тигринья, одно - староэфиопскому (геэзу; впрочем, несколько исследований по геэзу было включено в филологическую секцию), и одно - языку зай (одному из восточных языков гураге). Кроме того, было представлено три доклада по историческому языкознанию в области эфиосемитских языков. В одном из них рассматривались каузативные префиксы в эфиосемитских языках. В двух других - профессора Г. Хадсона (США) и профессора Р. Фогта (Германия) - обсуждалась история возникновения и распространения эфиосемитских языков в рамках истории семитских языков в целом. Были высказаны две прямо противоположных точки зрения: как полагает Г. Хадсон, эфиосемитские языки зародились на африканской земле, а распространение прочих семитских языков на территории Западной Азии связано с ранними миграциями из Эфиопии в Южную Аравию. Согласно традиционному взгляду на раннюю историю семитских языков, выраженному в докладе Фогта, семитской прародиной была Азия, а не Африка, а миграция, в результате которой возникли эфиосемитские языки, шла с юга Аравии на территорию Африканского Рога. Оба доклада широко использовали данные археологии и общей истории, в то время как лингвистическая аргументация была представлена довольно слабо. Следует заметить, что полемика по данному вопросу началась несколько десятков лет назад, с момента выдвижения Хадсоном своей гипотезы о семитской прародине, и что за это время едва ли были предложены какие-либо новые аргументы как в защиту, так и против этой теории.
Основная масса лингвистических докладов представляла собой результаты исследований (большей частью дескриптивных, иногда социолингвистических) различных несемитских - кушитских, омотских и нилосахарских - языков Эфиопии. Живой отклик вызвало сообщение Г. Сава (Италия) о его проекте по документации языка онгота, находящегося на грани вымирания (выступление сопровождалось показом видеоролика). Особый интерес к данному языку, и следовательно, к проекту Сава, объясняется тем, что данный язык по сей день не классифицирован. Разными учеными высказывались различные предположения о генеалогической
принадлежности языка онгота. Верификация этих гипотез станет возможна лишь в случае полного и адекватного описания того языкового материала, который еще возможно собрать (на сегодняшний момент количество людей, помнящих онгота и в разной степенью владеющих этим языком, не превышает 20 человек).
Две параллельных исторических секции отличались чрезвычайным разнообразием тем докладов. Впрочем, античному и переходному периодам в данной секции было уделено сравнительно мало внимания (некоторые презентации по истории Аксума были включены в археологическую секцию). Аксумскому периоду был посвящен доклад Тэкэстэ Нэгаша (Швеция), который предпринял попытку пересмотреть традиционную версию о зарождении христианства в Эфиопии: согласно Тэкэстэ Нэгашу, ключевая роль в этом процессе должна приписываться не царю Эзане и не легендарным царям-братьям Абрыхе и Ацбыхе, а царице по имени Ахьева Софья. Периоду правления династии Загве также был посвящен лишь один доклад, а период становления династии Соломонидов в Эфиопии остался практически неохваченным. Основная часть докладов сообщала о периодах эфиопского средневековья, нового и новейшего времени. Следует отметить несколько докладов, рассматривающих историю «эфиопской периферии», то есть регионов, лишь в XIX в. (или даже позднее) вошедших в состав Эфиопской империи. Сюда относятся исследования по истории государств Дауро, Бале, территории Харарге, и т.д.
Секция по археологии была представлена серией докладов о различных периодах ранней истории Африканского Рога. В значительной части докладов обсуждалась история Аксума и других регионов Тиграя в свете археологических данных. Лишь два выступления рассматривали археологические культуры центральных и южных регионов Эфиопии - территории народа хадия и региона Вэллэга. В одном выступлении предпринималась попытка анализа феномена погребальных стел на территории всей Эфиопии в сопоставлении с соответствующими традициями прилегающих регионов - южной Аравии и Нубии. В то же время, темой многих докладов в данной секции стала проблема сохранения археологических памятников и положение исторических, краеведческих и археологических музеев в Эфиопии. Парадоксальным
образом, ни один доклад не затрагивал недавние археологические находки в окрестностях Вукро, регион Тиграй, относящиеся к южноаравийской культуре на територии Эфиопии (первичные отчеты об этих находках, в том числе об остатках храма сабейского божества Альмаках и о надписях на сабейском языке, были представлены, например, на 3-й конференции в честь Энно Литмана в Берлине, 1-4 апреля 2009 г.).
Специальная секция была посвящена архивам и архивным документам Эфиопии, в которой рассматривались как архивные собрания различных периодов, так и отдельные тексты и документы из этих собраний, имеющие особую ценность как исторические источники.
В секциях по филологии и литературе несколько докладов были посвящены агиографическим традициям, сравнительному анализу текстов, описанию конкретных рукописей, каталогизации манускриптов. В одной презентации рассматривались языковые особенности эфиопской церковной поэзии - кыне. Мусульманская рукописная традиция в Эфиопии послужила темой для двух выступлений. В ряде докладов, включенных в филологическую секцию, обсуждались лексикографические и синтаксические аспекты староэфиопского (геэза). В литературоведческой секции значительную долю составляли работы по амхарской литературе. Лишь один доклад был посвящен несемитоязычной литературной традиции в Эфиопии, а именно устному творчеству на оромо.
В сравнении с первыми конференциями по эфиопистике было представлено крайне мало докладов по искусствоведению (впрочем, это не указывает на понижение активности в данной области: в настоящее время широкую популярность приобрели специальные искусствоведческие конференции по эфиопистике, такие, как, например, Международные конференции по истории эфиопского искусства). Достаточно заметить, что данная дисциплина не удостоилась отдельной секции, а была объединена с докладами по образованию. Лишь один доклад в этой секции был посвящен эфиопской иконографии, в другой презентации рассматривался эфиопский манускрипт с миниатюрами, темой нескольких выступлений послужила современная живопись в Эфиопии. Был представлен также ряд докладов по музыковедению.
В секции по философии и религии большая часть выступавших рассматривала различные аспекты ортодоксального христианства в Эфиопии. Доклады по другим религиям Эфиопии преимущественно были включены в секцию по антропологии.
В докладах по правоведению и политологии речь главным образом шла о вопросах демократизации, а также о проблемах развития многонационального общества. К ним тематически примыкали многие социологические доклады, посвященные конфликтологии. Это не случайность: в последние годы в различных регионах Эфиопии проводилось и проводится большое количество исследований по разрешению конфликтных ситуаций. Актуальность такого рода исследований не вызывает сомнений.
Наконец, в рамках секции по развитию и окружающей среде освещались такие темы, как бедность и нехватка пищевых ресурсов, расход воды, различные проблемы экологии и другие насущные проблемы современной Эфиопии.
Значительную долю среди участников составляли ученые из Эфиопии, в настоящий момент играющие видную роль в развитии эфиопистики. Этот факт был особо отмечен во вступительной речи г-жи Эльсабет Вэльдэ Гийоргис, директора Института эфиопских исследований Университета Аддис-Абебы.
Большая часть прочитанных докладов будет отобрана для публикации в сборнике материалов конференции, который, несомненно, станет наряду с материалами к предыдущим конференциям важным пособием для будущих поколений эфиопистов.