12.5. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ И НОТАРИАЛЬНОГО ТАРИФА
Королев Денис Александрович. Должность: младший научный сотрудник. Место работы: сектор налогового права ИГП РАН. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье исследуется правовая природа государственной пошлины и нотариального тарифа на основе анализа действующего нотариального законодательства и законодательства о налогах и сборах, вносятся предложения по совершенствованию законодательства о налогах и сборах.
Ключевые слова: налог, сбор, нотариальный тариф, государственная пошлина, нотариус.
THE ORIGIN OF STATE DUTY AND NOTARIAL RATE
Korolev Denis Alexandrovich. Position: minor science assistant. Place of employment: tax legislation chair of Russian Academy of Science. E-mail: [email protected]
Annotation: Article is dedicated to the essence of state taxes and notarial rate on the basic analysis of modern notarial legislation. Author makes several proposals for development of legislation.
Keywords: tax, fee, notarial rate/tariff, state duty, notary.
В конце ХХ века социально-экономические преобразования, произошедшие в России, вызвали серьезные изменения в системе права Российской Федерации. 31 июля 1998г. была принята часть первая Налогового кодекса РФ, вступившая в силу с 1 января 1999г., заменившая Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», которая положила начало унификации налогового законодательства. Одновременно с произошедшими изменениями дальнейшее свое развитие получили отношения по взиманию государственной пошлины при осуществлении нотариальной деятельности. Государственная пошлина является одной из составляющих пополнения бюджета Российской Федерации, субъектов РФ и местных бюджетов. Статья 19 Закона РФ от 27 декабря 1991г. № 2118-I «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»1 содержала перечень федеральных налогов, к которым относилась государственная пошлина. Пункт 2 данной статьи предусматривал, что «федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории». Но самого определения понятия «государственная пошлина» в Законе РФ «Об основах налоговой системы» не содержалось. Такое определение было дано в Законе РСФСР от 09.12.1991г. № 2995-1 «О государственной пошлине»2, согласно которому «под государственной пошлиной понимается установленный настоящим Законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взи-
1 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 12 марта 1992 г., N 11, ст. 527. Закон был введен в действие с 1 января 1992г., признан утратившим силу с 1 января 2005 г.
2 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 12 марта
1992 г., N 11, ст. 521
маемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами».
В «Юридической энциклопедии» было дано следующее определение государственной пошлины - это «установленный законом обязательный и единый для всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами. Является федеральным налогом».3
Первая часть Налогового кодекса РФ включила государственную пошлину в статью 13, которая предусматривала перечень федеральных налогов и сборов. Поскольку данный перечень был единым как для федеральных налогов, так и для сборов, то вопрос о том, к налогам или сборам причислена государственная пошлина, остался открытым. Федеральным законом от 2 ноября 2004 № 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»4 раздел VIII («Федеральные налоги») части второй Налогового кодекса РФ был дополнен новой главой 25.3 «Государственная пошлина», вступившей в силу с 1 января 2005 года.
В статье 333.16 НК РФ содержится следующее определение государственной пошлины: государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса (организации, физические лица), при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. В целях настоящей главы выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям5. Таким образом, законодатель указанным выше федеральным законом № 127-ФЗ отнес государственную пошлину к федеральным сборам.
В статье 333.16 НК РФ законодатель выделяет такой основной признак сборов - как уплата его за совершение юридически значимых действий. Ю.А. Кро-хина определяет юридически значимые действия как разновидность юридических фактов - закрепленные в гипотезах правовых норм конкретные жизненные обстоятельства, наступление которых влечет юридические последствия в виде возникновения, изменения
3 «Юридическая энциклопедия» под общей редакцией академика Б.Н. Топорнина. Институт государства и права РАН. ЮРИСТЪ. Москва. 2001г. С.195.
4 Собрание законодательства Российской Федерации от 8 ноября 2004 г. N 45 ст. 4377
В редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"// "Российская газета" от 29 декабря 2009 г. N 252
или прекращения правоотношений6. Глава 25.3 Налогового кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень юридически значимых действий, за которые взимается государственная пошлина.
Как отмечает Н.А. Шевелева7 необходимо отличать персонифицированные публичные услуги, оказываемые федеральными органами исполнительной власти, от юридически значимых действий, которые совершаются в отношении конкретного гражданина или юридического лица уполномоченными органами и которые оплачиваются государственной пошлиной: «формально юридически законодатель разграничивает публичные услуги, за которые взимается плата, и юридически значимые действия, оплачиваемые государственной пошлиной.. Однако отождествление публичных услуг и юридически значимых действий недопустимо, так как в последнем случае орган реализует свои властные полномочия, и направлены они не только на удовлетворение частных интересов заявителя, но и публичного интереса - обеспечение правопорядка, законности, защиты прав и интересов иных лиц. Юридически значимые действия уполномоченные органы обязаны совершать независимо от размера государственной пошлины и в ряде случаев от её наличия (налоговое законодательство предусматривает льготы по уплате госпошлины, а также рассрочку и отсрочку платежа)»8.
По мнению Шевелевой Н.А., «если относить юридически значимые действия к публичным услугам и таким образом рассматривать оплату публичных услуг как налоговые платежи, то «растворяется» понятие «публичные услуги» как самостоятельное явление: вся деятельность государственного аппарата становится публичными услугами, а все поступления в бюджет -налоговыми» .
Критерии разграничения юридически значимых действий и публичных услуг важны с точки зрения определения правовой природы платежей, порядка установления и определения размера платежа за их совершение, возможности их установления законодательством иным, чем законодательство о налогах и сборах.
Государственная пошлина не уплачивается за совершение нотариальных действий должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации, а также занимающимися частной практикой нотариусами. В первом случае уплачивается консульский сбор (п.1 ст. 333.16 НК РФ, п.9 Указа Президента РФ от 5 ноября 1998г. № 1330 «Об утверждении положения о консульском учреждении РФ»,10 Приказ МИД РФ от 4 февраля 2009 г. N 1145 «Об утверждении Тарифа консульских сборов Российской Федерации, взимаемых за пределами территории Российской Федерации»).11
Согласно ст. 9 Федерального закона от 15 августа 1996г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской
6 Ю.А Крохина. «Финансовое право». Учебник для ВУЗОВ. 2-ое издание. Издательство НОРМА. Москва, 2007, С.363.
7 Н.А. Шевелева. Публичные услуги и их финансирование. «Публичные услуги. Правовое регулирование. Российский и зарубежный опыт». Сборник статей. Москва. Волтерс Клувер. 2007, С.217.
8 Там же. С.218.
9 Там же. С. 218.
10 Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 45, ст. 5509
11 Приказ МИД РФ от 4 февраля 2009 г. N 1145 "Об утвержде-
нии Тарифа консульских сборов Российской Федерации, взимае-
мых за пределами территории Российской Федерации"// Зареги-
стрировано в Минюсте РФ 13 марта 2009 г., Регистрационный
N 13508// "Российская газета" от 24 марта 2009 г. N 49
Федерации и въезда в Российскую Федерацию»12 для оформления паспорта гражданина Российской Федерации к заявлению прилагаются документы об уплате государственной пошлины (в случае оформления паспорта на территории Российской Федерации) или консульского сбора (в случае оформления паспорта за пределами территории Российской Федерации) за оформление паспорта, а также документ об оплате стоимости бланка паспорта. Вопрос об отнесении к налоговым платежам консульских сборов был предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации, решением которого от 06.04.1999 г. № ГКПИ 99-22113 консульские сборы не были признаны налоговым платежом, поскольку не предусмотрены налоговым законодательством, а являются платой за оказание консульских услуг. Верховный Суд РФ отметил, что сбор за оказание паспортно-визовых услуг является «сбором за консульские услуги и он, как таковой, законом к налоговым не отнесён. Согласно же действующему законодательству выполненные услуги подлежат соответствующей оплате. Тариф сборов за фактические расходы утвержден МИД РФ в пределах представленной ему ст. 59 Консульского устава СССР компетенции и с соблюдением требований действующего законодательства». Согласно ст. 51 Бюджетного кодекса РФ консульские сборы отнесены к неналоговым доходам федерального бюджета.
Согласно ст. 50 Бюджетного кодекса Российской Фе-
14
дерации государственная пошлина зачисляется в качестве налогового дохода в федеральный бюджет (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61.1 и 61.2 Бюджетного Кодекса РФ). Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.
Согласно п.2 ст. 56 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в состав которых включена государственная пошлина за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и (или) законодательными актами субъектов Российской Федерации на совершение нотариальных действий.
Размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий установлены статьей 333.24 НК РФ. При этом размер госпошлины зависимости от вида нотариального действия и носит либо фиксированный характер, либо установлен в процентах:
по нотариальным действиям, связанным с правом собственности, в частности: за удостоверение договоров об ипотеке другого недвижимого имущества (кроме жилого помещения в обеспечение возврата креди-
12 Собрание законодательства Российской Федерации от 19 августа 1996 г. N 34 ст. 4029
13 Решение Верховного Суда РФ от 06.04.1999 N ГКПИ99-221 «Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании незаконным (недействующим) Приказа МИД РФ от 26.11.1998 г. № 14383 "Об утверждении Тарифа сборов за фактические расходы, связанные с оказанием паспортно-визовых услуг при оформлении выезда из РФ граждан РФ и въезда иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»//документ опубликован не был/ Консультант
14 Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3823
та (займа), предоставленного на приобретение или строительство жилого дома, квартиры), за исключением морских и воздушных судов, а также судов внутреннего плавания - 0,3% суммы договора, но не более 3000 руб., договоров об ипотеке морских и воздушных судов, а также судов внутреннего плавания - 0,3% суммы договора, но не более 30 000 руб., за удостоверение договоров поручительства - 0,5% суммы, на которую принимается обязательство, но не менее 200 руб. и не более 20 000 руб., за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию детям, супругу, родителям, братьям сестрам наследодателя - 0,3% стоимости наследуемого имущества, но не более 100 000 руб., другим наследникам - 0,6% стоимости наследуемого имущества, но не более 1 000 000 руб.;
по нотариальным действиям, связанным с приданием исполнительной силы долговым обязательствам и платежным документам - от взыскиваемой (неоплаченной суммы): совершение исполнительной надписи
- 0,5% взыскиваемой суммы, но не более 20 000 руб.; совершение протеста векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта и за удостоверение неоплаты чека - 1% неоплаченной суммы, но не более 20 000 руб., по иным нотариальным действиям - принятие на депозит денежных сумм и ценных бумаг, если такое принятие на депозит обязательно в соответствии с законодательством РФ - 0,5% принятой денежной суммы или рыночной стоимости ценных бумаг, но не менее 20 руб. и не более 20 000 рублей.
За совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе.
За совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, должностные лица, указанные в части четвертой статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993г. № 4462-1 (далее -Основы о нотариате)15 взимают нотариальные тарифы согласно ст. 22.1 Основ о нотариате.
Правовую основу нотариального тарифа составляют Основы о нотариате (ст. 22, ст. 22.1 Основ о нотариате). Кроме того, для установления размера нотариального тарифа за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, применяются положения главы 25.3 Налогового кодекса РФ, которые устанавливают размеры государственной пошлины и особенности её уплаты.
Плательщиками нотариального тарифа, также как и государственной пошлины, являются организации (российские и иностранные юридические лица) и физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), которые обращаются в государственную нотариальную контору или к нотариусу, занимающемуся частной практикой, за совершением
15 Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 11 марта
1993 г., № 10, ст. 357.
нотариальных действий. Обращение граждан и организаций к нотариусу связано с реализацией ими своих субъективных прав, защитой законных интересов, а также с исполнением юридических обязанностей, удостоверением юридических фактов.
Если государственная пошлина является налоговым доходом и подлежит зачислению в бюджет по месту совершения юридически значимых действий, то денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса ( ст. 23 Основ о нотариате).
Согласно ч.4 ст. 22 Основ о нотариате льготы по уплате государственной пошлины, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, распространяются на лиц при совершении нотариальных действий как нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, так и нотариусом, занимающимся частной практикой.
С принятием Основ о нотариате был решен вопрос о передаче нотариальной публичной функции частнопрактикующим нотариусам, что в свою очередь, потребовало решение вопроса о финансовом обеспечении деятельности частнопрактикующего нотариата.
Поскольку нотариальная деятельность обусловлена необходимостью реализации прав граждан и оказания им квалифицированной юридической помощи, при установлении ставок нотариального тарифа, также как и государственной пошлины, должны соблюдаться конституционно-правовые принципы установления обязательных публичных платежей: ставки должны быть разумно обоснованными, справедливыми, при этом размер платежа должен обеспечивать её доступность для каждого гражданина (Определение Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002г. № 238-О).16
Государство в односторонне-властном порядке осуществляет регулирование нотариальной деятельности, установление системы ставок тарифа, взимаемого при совершении нотариального действия.
Вопрос об экономическом обосновании государственной пошлины и нотариального тарифа имеет крайне важное значение для развития института нотариата и реализации гражданами своих конституционных прав. Согласно п.3 статьи 3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Закон подчеркивает недопустимость установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав.
При этом, хотелось бы отметить, что размер государственной пошлины не связан жестко с реальными затратами государства на осуществление публичной функции, а иногда, имеет совершенно иные причины, влияющие на её размер. Как отмечает Ярков В.В. «в
16 Определение Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 283-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 года N 8 "О внесении изменений и дополнений в Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров". Текст Определения опубликован в "Российской газете" от 25 декабря 2002 г. N 241, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2003 г., N 2.
начале 90-х гг. ХХ в. господствовал сугубо фискальный подход, когда при обращении в арбитражные суды государственная пошлина составляла 10% от цены иска, а в судах общей юрисдикции - 15%. Установив такой размер госпошлины, государство преследовало сугубо фискальные интересы пополнения бюджета, о доступе к правосудию тогда еще не говорили. Это привело к негативным результатам. Например, в первые годы существования судебно-арбитражной системы поступление дел в арбитражные суды (с 1992 до 1994 г.) упало на 39%. Тогда в конце 1994 г. были снижены размеры государственной пошлины, уплачиваемой истцом при обращении в суд (была введена регрессивная шкала с существенным понижением ставок госпошлины), кроме того, в 1995г. после введения в действие нового АПК РФ был отменен обязательный претензионный порядок разрешения спора по всем категориям гражданских дел. Поэтому с 1995 г. по указанным и другим причинам наметилась постоянная тенденция к росту числа дел, рассмотренных арбитражными судами. Новое регулирование государственной пошлины в Налоговом кодексе РФ привело к некоторому снижению ее размера и ограничению максимальным размером»17.
Нотариальный тариф является источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, что предусмотрено статьей 23 Основ о нотариате. Следует отметить, что «нотариальный тариф имеет специфическую природу, которая предопределена особым правовым статусом нотариуса. Речь, в частности, идет о сочетании частного и публичного начал в нотариальной деятельности. Именно наличие данного симбиоза частного и публичного в нотариальной профессии ведет к отграничению
нотариального тарифа от государственной пошли-
18
ны» .
Размер нотариального тарифа должен быть экономически обоснован с тем, чтобы с одной стороны, позволить развиваться нотариату в целом, а с другой стороны, сохранить доступность для обращающихся к нотариусу лиц за получением квалифицированной юридической помощи.
Есть и другая сторона. Публичный характер нотариальной деятельности налагает на нотариуса целый ряд обязанностей, выполнение которых требует финансовых расходов. В частности, согласно ст. 18 Основ о нотариате нотариус не вправе выполнять свои обязанности без заключения договора страхования своей деятельности на сумму не менее 100-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Кроме того, нельзя не учитывать тот факт, что в соответствии со ст. 17 Основ о нотариате частнопрактикующий нотариус осуществляет нотариальную деятельность под свою полную материальную ответственность, т.е. обязан возместить ущерб, причиненный в результате совершения нотариального действия, противоречащего законодательству, либо разглашения сведений о совершенном нотариальном действии. Все частнопрактикующие нота-
17 Ярков В.В. «Развитие системы экономического правосудия России сквозь призму общемировых тенденций»// Сборник научных статей под общей редакцией Попондопуло В.Ф., Скворцова О.Ю. «Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права»//. Выпуск 5 - "Волтерс Клувер", 2005 г. Система «Гарант».
18 Ярков В.В., Медведев И.Г., Трушников С.С., «Методика и
практика формирования нотариальных тарифов в странах латинского нотариата (на примере Франции и Германии). «Нотариус» № 1. 2005г. С. 27.
риусы являются членами нотариальной палаты соответствующего субъекта Российской Федерации и обязаны уплачивать членские взносы. Таким образом, по мнению специалистов Автономной некоммерческой организации «Центр развития континентального права» «нотариальный тариф должен выполнять компенсационную функцию, то есть возмещать все расходы нотариуса на осуществление его профессиональной деятельности»19.
В случае если установление нотариального тарифа будет осуществляться по рыночным правилам, то велика опасность возникновения такой ситуации, при которой нотариальная помощь станет недоступна некоторым группам граждан, что является недопустимым, поскольку нотариус осуществляет публичные функции, доступ к которым должен быть открыт всем гражданам вне зависимости от уровня их материальной обеспеченности.
В Концепции проекта федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», опубликованной на сайте Министерства юстиции РФ, в качестве одной из задач законопроекта определяется установление экономически обоснованных размеров нотариальных тарифов и их индексации исходя из уровня инфляции в стране. При установлении размеров нотариальных тарифов предполагается учитывать необходимость оплаты интеллектуальной деятельности нотариуса при совершении нотариального действия, оплаты технической работы и оплаты
20
составления проекта документа.
При установлении экономически обоснованного размера государственной пошлины и нотариального тарифа необходимо учитывать следующие критерии:
- временные затраты на подготовку и совершение нотариального действия;
- сумму актива, в отношении которого совершается юридически значимое действие.
В настоящее время в Основах о нотариате предусмотрен тариф в процентах от суммы договора (пропорциональный), а также фиксированный - в твердой денежной сумме. По мнению автора, целесообразно сохранить порядок исчисления тарифа, предусмотрев два вида тарифа: пропорциональный (в процентах от стоимости актива) и фиксированный (в твердой денежной сумме), в зависимости от специфики нотариального действия.
Поскольку в Концепции законопроекта о нотариате Минюстом РФ предлагается введение ряда новых нотариальных действий, предоставление нотариусом комплексной юридической помощи участникам гражданского оборота, то у нотариуса возникнут дополнительные нотариальные расходы (издержки), которые он будет нести в связи со сбором необходимых документов, сведений, оплатой услуг третьих лиц и т.п. По мнению автора, указанные расходы не должны покрываться за счет нотариального тарифа, а компенсироваться клиентом на основе дополнительно выставляемого нотариусом счета.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что государственная пошлина и нотариальный тариф соотносятся как обязательные налоговые и неналоговые платежи, взимаемые нотариусами, ра-
19 АНО «Центр развития континентального права» «На повестке дня - вопрос о тарифе»//«ЭЖ-ЮРИСТ". № 34. август 2004.
20 Концепция проекта федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации». http://www.minjust.ru/common/img/uploaded/docs/2009.12.15_Proekt _Koncepcii.doc
ботающими в государственной нотариальной конторе, и нотариусами, занимающимися частной практикой, за совершение нотариального действия. Нотариальный тариф, равно как и государственная пошлина, являются по своей правовой природе сборами, должны устанавливаться законом и иметь экономическое обоснование.
Список литературы:
1. Закон РФ от 27 декабря 1991г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 12 марта 1992 г., N 11, ст. 527. Закон был введен в действие с 1 января 1992г., признан утратившим силу с 1 января 2005 г.
2. Закон РСФСР от 09.12.1991 г. № 2995-1 «О государственной пошлине» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 12 марта 1992 г., N 11, ст. 521
3. «Юридическая энциклопедия» под общей редакцией академика Б.Н. Топорнина. Институт государства и права РАН. ЮРИСТЪ. Москва. 2001г. С.195.
4. Федеральный закон от 2 ноября 2004 № 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 ноября 2004 г. N 45 ст. 4377
5. Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"// "Российская газета" от 29 декабря 2009 г. N 252
6. Ю.А Крохина. «Финансовое право». Учебник для ВУЗОВ. 2-ое издание. Издательство НОРМА. Москва, 2007. С. 363.
7. Н.А. Шевелева. Публичные услуги и их финансирование. «Публичные услуги. Правовое регулирование. Российский и зарубежный опыт». Сборник статей. Москва. Волтерс Клувер. 2007.
8. Указ Президента РФ от 5 ноября 1998г. № 1330 «Об утверждении положения о консульском учреждении РФ»// Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 45, ст. 5509
9. Приказ МИД РФ от 4 февраля 2009 г. N 1145 «Об утверждении Тарифа консульских сборов Российской Федерации, взимаемых за пределами территории Российской Федерации». Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 марта 2009 г., Регистрационный N 13508// "Российская газета" от 24 марта 2009 г. N 49
10. Федеральный закон от 15 августа 1996г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»// Собрание законодательства Российской Федерации от 19 августа 1996 г. N 34 ст. 4029
11. Решение Верховного Суда РФ от 06.04.1999 N ГКПИ99-221 «Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании незаконным (недействующим) Приказа МИД РФ от 26.11.1998 г. № 14383 "Об утверждении Тарифа сборов за фактические расходы, связанные с оказанием паспортновизовых услуг при оформлении выезда из РФ граждан РФ и въезда иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»//документ опубликован не был/ Консультант+
12. Бюджетный кодекс Российской Федерации// Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3823
13. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993г. № 4462-1// Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 11 марта 1993 г., № 10, ст. 357.
14. Определение Конституционного Суда РФ от 10 декабря
2002 г. N 283-О "По запросу Правительства Российской Фе-
дерации о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 года N 8 "О внесении изменений и дополнений в Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров". Текст Определения опубликован в "Российской газете" от 25 декабря 2002 г. N 241, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации",
2003 г., N 2.
15. Ярков В.В. «Развитие системы экономического правосудия России сквозь призму общемировых тенденций»// Сборник научных статей под общей редакцией Попондопуло В.Ф., Скворцова О.Ю. «Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права»//. Выпуск 5 - "Волтерс Клувер", 2005 г.
16. АНО «Центр развития континентального права» «На повестке дня - вопрос о тарифе»//«ЭЖ-ЮРИСТ". № 34. август 2004.
17. Концепция проекта федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации». http://www.miniust.ru/common/ima/uploaded/docs/2009.12.15 Ргоек Koncepcii.doc
Рецензия на статью Королева Дениса Александровича «Правовая природа государственной пошлины и нотариального тарифа».
Тема данной статьи посвящена актуальному вопросу, связанному с изучением правовой природы государственной пошлины и нотариального тарифа. Автор исследует указанные правовые категории с позиций норм Налогового кодекса Российской Федерации и Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. В статье анализируется понятие и признаки государственной пошлины и нотариального тарифа, подчеркивается необходимость установления экономически обоснованных размеров нотариальных тарифов и государственной пошлины, взимаемых нотариусами за совершение нотариальных действий. Работа представляет интерес для дальнейшего совершенствования законодательства о налогах и сборах, нотариального законодательства, а также в области правоприменительной практики.
Заведующий сектором налогового права ИГЛ РАН !с, Ю’ Н.