Научная статья на тему '12. 1. Правовой режим инвестиционной деятельности по законодательству Туркменистана'

12. 1. Правовой режим инвестиционной деятельности по законодательству Туркменистана Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
698
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРКМЕНИСТАН / ИНВЕСТИЦИИ / СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / НЕФТЕГАЗОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ДОГОВОР / ЛИЦЕНЗИЯ / TURKMENISTAN / INVESTMENTS / FREE TRADE ZONES / OIL AND GAS LEGISLATION / CONTRACT / LICENSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курбанов Р. А.

Данная статья посвящена правовой регламентации инвестиционной деятельности по законодательству Туркменистана. Основное внимание уделяется правовому режиму инвестирования в разведку и добычу углеводородных ресурсов. В статье проводится анализ возможности разведки и добычи углеводородных ресурсов без лицензии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Legal Regime of The Investments Under the Turkmen Legislation

This article is dedicated to legal regulation of the investment activities under the Turkmen Legislation. The principal attention is paid to the legal regime of the prospection and the extraction of the hydrocarbon resources. The article contains the analysis of the legal possibility of the prospection and the extraction of the hydrocarbon resources without a License.

Текст научной работы на тему «12. 1. Правовой режим инвестиционной деятельности по законодательству Туркменистана»

12. РАЗНОЕ

12.1. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ТУРКМЕНИСТАНА

Курбанов Р.А., д.ю.н., профессор. Место работы: кафедра предпринимательского (хозяйственного) права, Московская государственная юридическая академия им. О.Е.Кутафина. Должность: ведущий научный сотрудник, Сектор предпринимательского права ИГПРАН.

Аннотация: Данная статья посвящена правовой регламентации инвестиционной деятельности по законодательству Туркменистана. Основное внимание уделяется правовому режиму инвестирования в разведку и добычу углеводородных ресурсов. В статье проводится анализ возможности разведки и добычи углеводородных ресурсов без лицензии.

Ключевые слова: Туркменистан; инвестиции; свободные экономические зоны; нефтегазовое законодательство; договор; лицензия.

THE LEGAL REGIME OF THE INVESTMENTS UNDER THE TURKMEN LEGISLATION

Kurbanov R.A., Doctor of Law, professor. Place of employment: Business Law Sector of the Moscow State Law Academy. Position: The leading scientific employee of the Bisi-ness Law Sector of the Russian Academy of Science Institute of State and Law.

Annotation: This article is dedicated to legal regulation of the investment activities under the Turkmen Legislation. The principal attention is paid to the legal regime of the prospection and the extraction of the hydrocarbon resources. The article contains the analysis of the legal possibility of the prospection and the extraction of the hydrocarbon resources without a License.

Keywords: Turkmenistan; investments; free trade zones; oil and gas legislation; contract; license.

Основным объектом инвестирования в экономику Туркменистана является нефтегазовая отрасль экономики. В 2008 году страна привлекла примерно 820 млн. долларов США в виде прямых иностранных инвестиций, об этом было заявлено на Конференции ООН по торговле и развитию. Это — примерно 8 процентов всех прямых инвестиций, привлеченных в страны СНГ и 40 процентов всех инвестиций страны в основные средства, как фабрики, здания и оборудование. Ключевыми сферами для привлечения новых инвестиций являются текстильная промышленность, телекоммуникации, туризм, малые и средние предприятия.

В 2009 году падение спроса на углеводородное сырье на европейских рынках стало причиной отказа российского ОАО «Газпром», от покупки туркменского газа. В то время до 90% туркменского экспорта газа осуществлялось в режиме реэкспорта через ОАО «Газпром». Эти обстоятельства придали толчок строительству и проектированию альтернативных газовых коммуникаций для транспортировки своего продукта на рынки Ирана, КНР и Европы1. Такая диверсифика-

1 С декабря 2009 года Туркменистан по вновь построенным га-зомагистралям сможет увеличить ежегодную продажу газа в Иран до 12,5миллиарда кубометров, а в Китай - до 40 миллиарда кубо-

ция способствовала привлечению в экономику страны новых иностранных инвестиций.

Туркменский сектор Каспийского моря разделен на 32 блока, в настоящее время на условиях соглашений по разделу продукции на туркменском шельфе работает большое количество иностранных компаний, среди них: «Dragon Oil» (Великобритания-ОАЭ), “Burried Hill” (Канада), «Petronas» (Малайзия). А недавно их ряды пополнили известная европейская энергетическая компания «RWE Dea GmbH» и российская - «Ите-

ра»2.

Многие всемирно известные компании изучают возможности работы в нефтегазовой отрасли Туркменистана. Важное значение имеет в этом отношении принятые Конституция Туркменистана 2005 года и Закон Туркменистана об углеводородных ресурсах 2008 года , основанный на соблюдении национальных интересов и в то же время имеющий международное значение.

Раздел II Концепции внешней политики Туркменистана как нейтрального государства (Экономические аспекты) провозглашает использование Туркменистаном всех необходимых экономических и правовых механизмов, гарантирующих равноправное существование и развитие всех форм собственности, поощряющих предпринимательскую деятельность,

обеспечивающих привлечение и надежное размещение иностранных инвестиций, создающих благоприятные условия для деятельности инвесторов3.

Заслуживающие внимания положения об инвестиционной деятельности содержит Конституция Туркмени-

метров. Тем самым покрывается в экспортных объемах до 90% предполагавшегося в 2009 году экспорта туркменского газа в Россию. Между тем с 9 января 2010 года российский «Газпром» также возобновил закупки туркменского газа в объеме до 30 миллиардов кубометров газа ежегодно. Со временем туркменский газ через газотрассы «Набукко» и «Белый поток» поступит и на европейские рынки.

2 до сих пор не решен вопрос о статусе Каспийского моря и делимитации границ между прибрежными государствами - по крайней мере, в части перспективных месторождений южнокаспийской зоны Туркменистана, граничащей с предполагаемой зоной Ирана. В то время как Россия, Казахстан и Азербайджан в основном урегулировали соответствующие границы дна Каспийского моря с помощью двухсторонних и трехсторонних договоров (в основном следуя международно признанному принципу "модифицированной равноудаленной срединной линии"), подписанных и ратифицированных за последние несколько лет, зоны в южной части Каспия урегулированы не были. Прежде всего это вызвано тем, что Иран продолжает настаивать на принципе полного совместного "кондоминиума" пяти государств, или по меньшей мере на 20% доле географической площади для себя. Похоже, что занятая Ираном столь жесткая позиция побудила туркменское правительство воздержаться от присоединения к принципу, принятому тремя другими государствами. Практическим следствием этого стало замедление хода переговоров/заключения соглашений о разделе продукции с рядом потенциальных инвесторов (включая германскую компанию "Винтерс-хал" и российский консорциум "Зарит", в состав которого вошли "Зарубежнефть", "Роснефть" и "Итера") в целях разработки самых южных каспийских блоков Туркменистана с учетом "иранского риска", тогда как для других инвесторов, включая "Маерск Ойл" из Дании в 2002 году, и для компаний "Петронас" и "Драгон" до этого в блоках туркменской центральной и северной зоны это не стало препятствием. (Линия туркменско-азербайджанской границы - в особенности месторождение, именуемое Кяпаз азербайджанской стороной и Сердар туркменской - также остается неурегулированной. (Д. Хайнз А.Марченко Нефтегазовый сектор Туркменистана: обзор правового режима иностранных инвестиций. Ноябрь 2006 г. Опубликовано в сети «Интернет» по адресу: Ийр:/Амм«.ги881ап!а\«8.сот/ги/Ме\«8Ье1а1!.а8РХ?пе\«8=1477 )

3 Концепция внешней политики Туркменистана как нейтрального государства // Вечерний Ашхабад, 3 января 1996. С. 3-4

стана 15 августа 2005 года. Она признает в ст. 6 приоритет норм международного права над национальным законом.

Кроме того, Конституция 2005 года признает в ст.9 право частной собственности на землю4. Это положение весьма важно, поскольку неочевидность правового статуса земли как пространственно-операционного базиса для осуществления хозяйственной деятельности является серьезным фактором, затрудняющим предпринимательскую деятельность. При этом, в той же статье предусмотрена возможность предусмотреть в законодательстве «объекты, являющиеся исключительной собственностью государства» . Та же статья конституции запрещает конфискацию собственности, за исключением собственности, приобретенной способом, запрещенным законом, незаконно присвоенной, использованной в совершении противозаконных действий.

Кроме того, Законом могут быть предусмотрены способы принудительного возмездного отчуждения.

Следующим инструментом правового воздействия на отношения в сфере хозяйственной деятельности стал Гражданский кодекс Туркменистана Сапармурата Туркменбаши, вступивший в силу с 1 марта 1999г. (далее по тексту статьи - «ГКТ»)6

С февраля 2007 новым Правительством Туркменистана взят курс на проведение в стране кардинальных реформ во всех без исключения сферах. С высокой трибуны Генеральной Ассамблеи ООН объявлено о приоритете международного сотрудничества, неуклонном выполнении всех взятых международных обязательств, активно проводится политика «открытых дверей» для иностранных инвесторов. Особое место в политике, проводимой новым правительством, уделяется правовой реформе.

4 Кодекс Туркменистана «О земле» 2004 года ограничил в ст. 17 круг потенциальных собственников земли гражданами Туркменистана, круг потенциальных землепользователей - физическими и юридическими лицами Туркменистана. Иностранным лицам остается возможность аренды земельных участков

5 Например, в соответствии с положениями п.3 ст. 5 и ст.12 Закона Туркменистана № 858-Х11 «О собственности» 1993 г (Ведомости Меджлиса Туркменистана,1993, № 9-10, ст.53.) Недра, лесной фонд, водные ресурсы, воздушное пространство, ресурсы территориальных вод и морской экономической зоны, охраняемые государством или особым образом используемые природные территории, объекты исторического и культурного наследия Туркменистана (уникальные культурные и природные памятники и объекты природы, истории культуры, науки и техники, в том числе ценности, хранящиеся в государственных музеях, архивах и библиотеках, включая помещения и здания, где они расположены) , земля органов власти и управления Туркменистана, Вооруженных сил, органов национальной безопасности, пограничных и внутренних войск; оборонные объекты, единая энергетическая система; системы транспорта общего пользования, связи и информации, имеющие общегосударственное значение; средства государственного бюджета, Центральный банк Туркменистана, другие государственные банки и их учреждения и создаваемые ими кредитные ресурсы; государственные резервные, страховые и другие фонды; имущество государственных учебных заведений, научно- исследовательских институтов, центров и объектов Академии наук Туркменистана и отраслевых академий, объектов гидрометеорологической службы, охраны окружающей среды и природных ресурсов, патентной службы, стандартизации и мет-рологии;имущество государственных предприятий; сооружения и народнохозяйственные комплексы в промышленности; государственные предприятия агропромышленного комплекса; объекты социально-культурной сферы и иное имущество, создаваемое и приобретенное за счет бюджетных и иных средств государства или безвозмездно переданное в собственность Туркменистана другими субъектами права собственности, открытия, изобретения, иные результаты интеллектуального труда.

6 Ведомости Меджлиса Туркменистана, 1998 г. № 2, ст. 39

В целях укрепления основ правового государства, дальнейшей демократизации общества, совершенствования законодательной базы политических, социальных, экономических, научных и культурных преобразований, осуществляемых в стране, приведения национального законодательства в соответствие с общепризнанными нормами международного права Президент Туркменистана 28.11.07 г. подписал Постановление, образовав Государственную комиссию по совершенствованию законодательства Туркменистана, возглавляет ее Президент Туркменистана.

В ходе реформ большой акцент делается на развитие частного сектора экономики, создание благоприятного инвестиционного климата, совершенствование соответствующего законодательства Туркменистана. Вопросам развития частного предпринимательства было посвящено специальное расширенное заседание Кабинета министров Туркменистана, состоявшееся 17 марта 2007 Было отмечено, что доля частного сектора в объеме ВВП составляет всего около 40%, хотя имеются реальные возможности довести этот показатель до 70 %. На заседании КМ указано на необходимость инвентаризации соответствующего законодательства в целях устранения ненужных бюрократических барьеров в сфере лицензирования, осуществления регистрационных процедур, концессионной деятельности, привлечения иностранных инвестиций, развития свободных экономических зон, разгосударствления и приватизации. Необходимо отметить, что в целях либерализации налоговой и инвестиционной политики Туркменистана был принят новый Закон «Об иностранных инвестициях» 2008 года, а также Закон о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Туркменистана. Парламентом, министерствами и ведомствами проводится определенная работа по мониторингу и подготовке предложений по реформированию законодательной базы. Необходимо отметить элемент международного сотрудничества в данном процессе.

Гражданское законодательство Туркменистана основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (п.1 ст.1 ГКТ). Необходимо отметить, что государство участвует в гражданских правоотношениях как юридическое лицо. Полномочия государства осуществляют его органы. Юридические лица, образованные государством, участвуют в гражданских правоотношениях на общих основаниях (п.2 ст.48 ГКТ).

Как видно из статьи свобода договора вместе с равенством участников гражданских отношений относится к числу основных начал гражданского законодательства.

Смысл свободы договора выражается:

во-первых, в том, что физические и юридические лица свободны в установлении на основе договора своих прав и обязательств;

во-вторых, в определении любых договорных условий, если они не противоречат закону;

в-третьих, права и обязанности в соответствии с гражданским законодательством возникают, в том числе, из договоров и иных сделок как предусмотренных законом, так и из договоров, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Принцип свободы договоров тесно связан с принципом свободного передвижения объектов договоров. В частности, согласно п.3 ст.1 ГКТ «товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Туркменистана. Ограничения перемещения товаров, услуг и финансов могут вводиться в соответствии с законом».

ГКТ не только декларирует, но и гарантирует свободу договора. Указанные гарантии выражаются в признании недействительными сделок, совершенных путем обмана (ст.ст.106 - 109 ГКТ), под влиянием насилия или угрозы насилием (ст.ст. 110 - 114 ГКТ).

Свобода договора вместе с тем имеет и свои пределы. Согласно ГКТ содержание договора должно соответствовать закону. Гражданские права могут быть ограничены только на основании закона в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности общества и государства, охраны окружающей среды.

Особое значение имеют ограничения, связанные с введением лицензионного порядка. Так, согласно ГКТ некоторые виды деятельности, перечень которых определяется законом, юридические лица вправе осуществлять только на основании специального разрешения (лицензии). Право осуществления такой деятельности у юридического лица возникает с момента получения разрешения (лицензии) - ст.49 ГКТ.

Новый ГКТ раскрывает содержание понятия «договор» прежде всего в Разделе 3. «Сделки и представительство», в соответствии со ст.75 которого «сделкой является выражение физическими и юридическими лицами своей воли, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Сделки могут быть односторонними и двух-или многосторонними (договоры)».

Сделка не имеет места, если ни по внешнему выражению и ни по иным обстоятельствам не может быть точно установлено содержание волеизъявления (ст.78 ГКТ).

Общие положения о договорном праве содержатся в части III «Обязательственное право» ГКТ. Согласно статье 331 Кодекса для возникновения обязательства или изменения его содержания необходимо заключение договора между его участниками, кроме случаев, когда обязательство возникает вследствие причинения вреда (деликта), неосновательного обогащения или иных оснований, предусмотренных законом.

Лица могут в пределах закона свободно заключать договоры и определять содержание этих договоров. Если в целях защиты существенных интересов общества или личности действительность договора зависит от разрешения государства, это должно быть урегулировано отдельным законом.

Если одна из сторон договора занимает доминирующее положение на рынке, в этой сфере деятельности на нее возлагается обязательство заключения договора. Она не может безосновательно предлагать контрагенту неравные условия договора (п.2 ст.333 ГКТ).

Лицам, которые приобретают или пользуются имуществом и услугами в целях предпринимательства или удовлетворения своих насущных интересов, не может быть отказано в заключении договора, если другая сторона договора действует в пределах своей предпринимательской деятельности.

Гражданским законодательством установлено соблюдение формы как условие действительности сделки. В частности, статьей 93 ГКТ определено, что для

действительности сделки необходимо соблюдение установленной законом формы. Если такая форма не установлена, стороны могут сами определить ее.

При простой письменной форме для действительности сделки достаточно подписей участвующих в сделке лиц.

Восстановление подписи, повторение и воспроизведение при помощи механических средств допустимо там, где это обычно принято, а именно при подписи на ценных бумагах, выпуск которых производится в большом количестве.

Если форма сделки требует ее совершения в нотариальном порядке, то при совершении сделки должен присутствовать нотариус или предусмотренное законом другое лицо (п.3 ст.94 ГКТ).

Недействительна сделка, при заключении которой не была соблюдена форма, установленная законом (ст. 84 ГКТ)7.

Закон Туркменистана «Об иностранных инвестициях» № 184-111 20 марта 2008 года установил в пп. 1 ст.1 максимально широкое определение иностранных инвестиций, однако во-первых, существенно уточнил это определение, сформировав в ст. 3 закрытый перечень иностранных инвестиций8.

Во-вторых, отнес к категории предприятий с иностранными инвестициями только предприятия, которые принадлежат иностранному инвестору полностью либо на основе долевого участия с юридическими и физическими лицами Туркменистана (пп 3 ст.1).

Согласно ст.1 Закона Туркменистана «О предприятиях» от 15 июля 2000 года9., предприятием является самостоятельный субъект экономической деятельности, создаваемый в соответствии с Законом для производства продукции, реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения потребностей общества и получения прибыли.

Упомянув свободные экономические зоны (СЭЗ) в ст.1, п.2 ст.8, п.2-5 ст.11, пп.2 п.1. ст.20, Закон в ст.1 дает лишь примерный перечень СЭЗ, не давая их общего определения10.

Нельзя не обратить внимания на положения ст. 8 данного акта иностранным инвесторам, предприятиям с иностранными инвестициями, осуществляющим деятельность на территории СЭЗ, предоставляется «благоприятствующий правовой режим», в то время как тем же лицам, осуществляющим деятельность вне территории СЭЗ - национальный режим. Как представляется, данные положения Закона требует уточ-

7 Ширин Ахмедова// Основные положения договорного права Туркменистана// Опубл в Сети «Интернет» по адресу http://www.cac-

civillaw.org/konferenzen/apr08/Achmedova Шгкт ru.rtf

8 Иностранные инвестиции согласно данному акту осуществляются в форме:

1) долевого участия в предприятиях совместно с юридическими и физическими лицами Туркменистана;

2) создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, филиалов иностранных юридических лиц или приобретения в собственность действующих предприятий;

3) приобретения движимого и недвижимого имущества, за исключением ограниченного в гражданском обороте законодательством Туркменистана;

4) предоставления иностранных займов и ссуд;

5) приобретения имущественных и неимущественных прав, установленных законодательством Туркменистана.

9 Ведомости Межлиса Туркменистана,2000г. №2,ст.13

10 Между тем в 2007 году была открыта туристическая зона «Аваза»// Сайфулаева Н. И. Свободные экономические зоны: к истории вопроса, или Проекция в будущее. // Нейтральный Туркменистан. 2007. 20 июля

нения - национальный режим является более привилегированным нежели «благоприятствующий». Можно предположить, что законодатель имел ввиду юридическое равенство национальных и иностранных инвесторов вне территории СЭЗ и равноправие иностранных инвесторов, действующих на территории СЭЗ в соответствии с п.2 ст.11 Закона, иностранные инвесторы, предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие деятельность на территории СЭЗ, имеют право арендовать земельные участки в зависимости от срока окупаемости инвестиционных проектов в порядке, установленном законодательством Туркменистана. При этом, пп.4 того же пункта освобождает иностранных инвесторов и предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющих деятельность на территории СЭЗ от арендной платы за земельные участки.

Норма п.4 ст.17 и ст.20 Кодекса Туркменистана «О земле» 2004 г. прямо разрешает иностранным юридическим лицам аренду земельных участков на территории Туркменистана для строительства объектов и иных несельскохозяйственных целей и размещения временных объектов. Вряд ли есть какой-то смысл дублировать эту норму в Законе «Об иностранных инвестициях» 2008 года. Поэтому основной смысл нормы п.2 ст.11 Закона состоит в том, что срок аренды земельного участка напрямую зависит от срока окупаемости проекта.

Не вполне понятно действие п.2 ст.11 Закона в пространстве - идет ли речь об аренде земельных участков инвесторами (предприятиями с иностранными инвестициями) действующими на всей территории Туркменистана или же говорится о земельных участках на территории СЭЗ? Ведь иностранный инвестор (предприятие с иностранными инвестициями) может действовать одновременно на территории СЭЗ и вне ее.

Закон Туркменистана «О недрах» от 14 декабря 1992 года №779-Х11 закрепил иерархию законодательства Туркменистана о недрах - согласно ст.2 оно состоит из Закона «О недрах» и принимаемых в соответствии с ним других законодательных актов

Установив исключительную собственность государства на недра, он ограничил оборот недр - запрещены сделки по купле-продаже недр (ст.3).

Пользование недрами осуществляется на основании лицензий с входящими в ее состав договорными обязательствами.

Закон Туркменистана «Об углеводородных ресурсах» 2008 года установил правовые рамки отношений, возникающих в процессе:

а) разведки, добычи сырой нефти и природного газа, а также всех производных и добытых вместе с ними компонентов;

б) выполнения других видов нефтяных работ на территории Туркменистана, включая туркменский сектор Каспийского моря, и направлен на обеспечение рационального использования углеводородных ресурсов и сохранение природных богатств Туркменистана для будущих поколений.

Режим разведки и добычи углеводородных ресурсов отличается от общего, установленного Законом Туркменистана «О недрах» 1992 г.

Кроме того, лицензия на пользование углеводородными ресурсами существенно отличается от лицензии по Закону «О недрах» 1992 года - в силу п.2 ст.13 Закона «Об углеводородных ресурсах» Порядок выдачи Лицензии определяется в соответствии с Законом «Об углеводородных ресурсах» следующий пункт той же

статьи ограничивает круг потенциальных недропользователей по настоящему закону Иностранному физическому лицо Лицензия выдаётся при условии его регистрации в Туркменистане в качестве индивидуального предпринимателя, а иностранному юридическому лицу - при условии открытия им филиала в Туркменистане.

К.И.Налетов, анализируя проблему соотношения лицензии и лицензионного соглашения в российском законе «О недрах», указывает на неполное соответствие практики применения этого закона российскими арбитражными судами воле законодателя. Последняя, по его мнению, состояла в том, чтобы путем введения в законодательный оборот термина «лицензионное соглашение» придать недропользовательской лицензии диспозитивный характер, в то время как практика (за редким исключением) трактует лицензионное соглашение как приложение к лицензии 11.

Закон Туркменистана «Об углеводородных ресурсах» от 20 августа 2008 года установил лицензионнодоговорную систему пользования углеводородными ресурсами. Его особенность в том, что лицензия и договор не являются противопоставленными системами. Произошла своего рода конвергенция лицензии и договора. Договор, хотя и не входит в состав Лицензии на пользование, не может ей противоречить (ст.14; пп. 5 п.1 ст.15 данного акта). Приостановление действия Лицензии влечёт приостановление ведения Нефтяных работ по Договору (п.4 ст.19 Закона). Срок действия и условия Договора определяются в соответствии с Лицензией (ст.22 Закона)

С другой стороны, течение срока Лицензии начинается с момента регистрации Договора (п.7 ст.16 и п.2 ст.23 закона) одним из оснований прекращения Лицензии является расторжения Договора по основаниям, предусмотренным Договором (пп.3 п.1 ст.18 закона). одним из оснований аннулирования Лицензии является нарушение сроков начала проведения Нефтяных работ, предусмотренных Договором (пп.3 п.1 ст.18 закона). При аннулировании Лицензии, действие Договора прекращается.

Исключением является договор Субподрядчика с Подрядчиком (недропользователем), предметом которого является исполнение отдельных видов Нефтяных работ (п. 2 ст.9 закона). Субподрядчику не требуется каких-либо лицензий для заключения такого договора. Это означает возможность пользования недрами без Лицензии. Таким образом, Лицензия по закону «Об углеводородных ресурсах» распространяется не только на ее обладателя. При этом, субподрядчик и подрядчик обязаны заключить между собой договор по совместному освоению такого месторождения как единого объекта, и такое месторождение должно осваиваться по разработанному Подрядчиками единому плану. Договор и единый план совместного освоения подлежат утверждению Агентством, которое к тому же вправе понудить субподрядчика к заключению договора ( абз2 п.1. ст.26)

Так, в соответствии с Законом Республики Туркменистан «Об углеводородных ресурсах», исключительно на основании положений Договора определяются:

1) условия распределения между сторонами добытых углеводородных ресурсов (пп.20 ст.1 Закона «Об углеводородных ресурсах» ) и осуществляется распо-

11 Налетов К.И. Правовые формы недропользования. Тю-мень.Издательство ТюмГУ 2008 С 84-89

ряжение долей обладателя лицензии (пп2 п.3 ст.17 Закона «Об углеводородных ресурсах»);

2) условия проведения работ по разведке (пп 21 ст.1 Закона «Об углеводородных ресурсах»);

3) «экспортные пункты», куда поступают предназначенные на экспорт доли углеводородных ресурсов сторон .договора (пп.32 ст.1 Закона «Об углеводородных ресурсах»);

4) географические координаты территории ведения работ (т.н. «договорной территории») (пп.3 п.1 ст. 15 Закона «Об углеводородных ресурсах»);

5) связанные с разведкой необходимые на конкретной договорной территории виды нефтяных работ( п.1 ст.17 Закона «Об углеводородных ресурсах»);

6) сроки начала нефтяных работ и сроки уведомления об открытии, результатах оценки месторождения, в том числе его запасов, и подготовки заключения по вопросу промышленного значения открытого месторождения (п.2 ст.25 Закона «Об углеводородных ресурсах»);

7) ежеквартальный размер возмещения затрат по проведению нефтяных работ ( при обнаружении месторождения промышленного значения в условиях иных договоров, чем договор о разделе продукции ), (абз2 п.3 ст.25 Закона «Об углеводородных ресурсах»);

8) юридические основания прекращения договора;

9) вопросы перехода права собственности на имущество, принадлежащее подрядчику, в период действия договора, а также по истечении срока его действия (п.6 ст.24 Закона «Об углеводородных ресурсах»);

10) условия проведения нефтяных работ (п.1 ст.25 Закона «Об углеводородных ресурсах»);

11) предельные объемы приобретаемых агентством, при осуществлении приоритетного права приобретения в целях удовлетворения потребностей внутреннего рынка, углеводородных ресурсов; порядок ценообразования; форма оплаты и валюта в которой производится платеж (п.2 ст. 28 Закона «Об углеводородных ресурсах»);

12) периоды измерения и взвешивания углеводородных ресурсов, добытых на договорной территории ( п.1 ст. 31 Закона «Об углеводородных ресурсах»);

13) условия отказа подрядчика от всех (части) прав и прекращения деятельности на договорной территории (пп 6 ст.32 Закона «Об углеводородных ресурсах»);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14) обучение персонала из числа граждан Туркменистана для проведения нефтяных работ (пп. 6 ст.33 Закона «Об углеводородных ресурсах»);

15) условия участия подрядчика в развитии социальной инфраструктуры (пп.9 ст 33 Закона «Об углеводородных ресурсах»);

16) осуществление подрядчиком прав собственника построенного им промыслового трубопровода ;

17) порядок проведения валютных операций (п.1 ст. 46 Закона «Об углеводородных ресурсах»);

18) фиксирование ставки налога на прибыль (доход) юридических лиц. установленной налоговым кодексом на момент вступления договора в юридическую силу. (пп.1 п.1 ст.48 Закона «Об углеводородных ресурсах»);

19) основания выплаты подрядчиком бонусов, их суммы, порядок их исчисления и уплаты (пп.2 п.2 ст.48 Закона «Об углеводородных ресурсах»);

20) размер налогооблагаемой прибыли подрядчика в рамках ст. 48 закона (п. 4 ст.48 Закона «Об углеводородных ресурсах»);

21) виды доходов, включаемых в валовой доход подрядчика, принимаемый для исчисления прибыли,

облагаемой налогом (пп.1 п.7 ст.48 Закона «Об углеводородных ресурсах»);

22) основания принятия в качестве вычетов части общих административных расходов подрядчика на общую административную поддержку, предоставляемую родственными компаниями подрядчика за пределами Туркменистана и размер процентов возмещения; (пп.5 п.7 ст.48 Закона «Об углеводородных ресурсах»);

23) сроки представления налоговой декларации и уплата налога для подрядчиков и субподрядчиков;

24) невозмещаемые затраты подрядчика в дополнение к установленным ст. 50 Закона «Об углеводородных ресурсах» (пп10 ст. 50 Закона «Об углеводородных ресурсах»).

Кроме того, положениями Закона «Об углеводородных ресурсах» подтверждено распространение на Договоры принципа свободы договора в смысле возможности заключить как договор, предусмотренный законодательством, так и непредусмотренный им. (п.4 ст.21 Закона «Об углеводородных ресурсах»). Предыдущий Закон «Об углеводородных ресурсах предписывал Компетентному органу в области использования углеводородных ресурсов и проведения нефтяных работ: по поручению Кабинета Министров (Правительства) Туркменистана разрабатывать типовой договор12.

Поэтому нельзя согласиться с мнением Д.Хайнза и А.Марченко об однозначном приоритете лицензии перед договором13. Впрочем, справедливости ради, нужно отметить, что упомянутая статья Д.Хайнза и А.Марченко была опубликована в ноябре 2006 года, когда новый Закон «Об углеводородных ресурсах» еще не вступил в силу.

Список литературы:

1. Конституция Туркменистана 15 августа 2005 года.

2. Гражданский кодекс Туркменистана Сапармурата Туркменбаши 1999 г. (Ведомости Меджлиса Туркменистана, 1998 г. № 2, ст. 39).

3. Кодекс Туркменистана «О земле» 30.10. 2004 года (принят на XIV Халк Маслахаты Туркменистана).

4. Закон Туркменистана «О собственности» 1993 г (Ведомости Меджлиса Туркменистана,1993, № 9-10, ст.53).

5. Закон Туркменистана «Об иностранных инвестициях» 2008 года.

6. Закон Туркменистана «О предприятиях» от 15 июля 2000 года// Ведомости Межлиса Туркмениста-на,2000г. №2,ст.13.

7. Закон Туркменистана «О недрах» от 14 декабря 1992 года.

8. Концепция внешней политики Туркменистана как нейтрального государства // Вечерний Ашхабад, 3 января 1996. С. 3-4.

9. Закон Туркменистана «Об углеводородных ресурсах» от 20 августа 2008 года N208-111.

10. Ахмедова Ширин // Основные положения договорного права Туркменистана// Опубл в Сети «Интернет» по адресу http://www.cac-civillaw.ora/konferenzen/ арг08/ Асінтіесіоуа Шгкт ru.rtf.

11. Налетов К. И. Правовые формы недропользования. Тюмень. Издательство ТюмГУ 2008.

12 Такой типовой договор о разделе добычи при разведке и добыче нефти и газа в Туркменистане был разработан и утвержден постановлением Президента Туркменистана № 3189 от 6 июня 1997г.

13 Д.Хайнз А.Марченко там же.

12. Сайфулаева Н. И. Свободные экономические зоны: к истории вопроса, или Проекция в будущее. // Нейтральный Туркменистан. 20 июля 2007 г.

13. Сарыева Г. Д. Развитие гражданского законодательства Туркменистана// Проблемы договорного права и обеспечения исполнения договоров в государствах Кавказа и Центральной Азии. Конференция в Университете Бремена «Гражданское и экономическое право стран Кавказа и Центральной Азии» 2007.

14. Хайнз Д. Марченко А. Нефтегазовый сектор Туркменистана: обзор правового режима иностранных инвестиций. Ноябрь 2006 г. Опубликовано в сети «Интернет» по адресу: http://www. russianlaws.com/ru/News detail.aspx?news=1477.

Рецензия

на статью «Правовой режим инвестиционной деятельности по законодательству Туркменистана»

Представленная на рецензию статья представляет собой исследование правового режима инвестиционной деятельности по законодательству Туркменистана.

Преимущественно позитивистская ориентация современной российской юридической науки в ранний период ее развития и господство правового нигилизма, стали причиной того, что в дискуссиях начала 90-х, которые имели своей целью уяснение ситуации, сложившейся в экономической жизни общества юристы либо не участвовали вообще, либо участвовали сугубо формально. Это усугубило разрыв между фактически складывающимися общественными отношениями и правовым воздействием на них. Российские законодатели менее всего учитывают объективность регулируемых общественных отношений. В результате возникают нежизнеспособные правовые конструкции, любая бланкетная или диспозитивная норма, использование оценочных категорий в законодательстве является возможностью для злоупотреблений недобросовестными участниками гражданского оборота своими субъективными правами, или напротив -произвольной трактовкой органами государственной власти текста законов.

Автор данной статьи, хотя и ставит перед собой сугубо описательную задачу, не ограничился исследованием текста нормативных правовых актов. Законодательство Туркменистана описывается с учетом произошедших в конце последнего десятилетия политических и экономических реформ.

Не вызывает возражений и построение статьи - от общих норм законодательства (Конституции 2005 года и Гражданского Кодекса Сапармурата Туркменбаши 1999 года) к актам специального характера.

Как и многие другие нефтедобывающие страны, Туркменистан придерживается следующей модели законодательства - Существование двух параллельных правовых режимов недропользования - Закон Республики Туркменистан «О недрах» 1992 года и Закон Республики Туркменистан «Об углеводородных ресурсах» от 20 августа 2008 года установил смешанную лицензионно-договорную систему пользования углеводородными ресурсами. При этом автор убедительно доказывает взаимозависимый характер Договора и Лицензии на пользование недрами (в особенности это касается юридических оснований прекращения их действия).

Данная статья может быть опубликована в перечне ведущих рецензируемых научных журналов и изданий Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации.

доктор юридических наук, профессор кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте РФ Керимов А.Д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.