Научная статья на тему '12. 1. Новые положения уголовного закона о противодействии рейдерству и коррупции'

12. 1. Новые положения уголовного закона о противодействии рейдерству и коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
281
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙДЕРСТВО / НОВЫЕ СТАТЬИ / ПОДЛОГ / РЕЕСТРЫ / УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН / RAIDERS' ACTIVITY / NEW ARTICLES / FORGERY / REG-ISTERS / THE CRIMINAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Минязева Татьяна Федоровна, Букалерова Людмила Александровна

1 июля 2010 года был принят Феде-ральный закон Российской Федерации № 147-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», направленный на противодействие рейдерству. Од-нако редакции норм не совершенны, что может соз-дать сложности при квалификации таких деяний. В статье авторами предложены варианты устране-ния существующих в уголовном законе пробелов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW POSITIONS OF THE CRIMINAL LAW ON RAIDERS COUNTERACTION AND CORRUPTION

on July, 1st, 2010 the Federal law of the Russian Federation has been passed «About modification of the Criminal code of the Russian Federation and of ar-ticle 151 of the Criminally-remedial code of the Russian Federation», directed on counteraction «рейдерству». However editions of norms are not perfect that can create complexities at qualification of such acts. In article authors offer variants of elimination of blanks existing in the crimi-nal law.

Текст научной работы на тему «12. 1. Новые положения уголовного закона о противодействии рейдерству и коррупции»

12. РАЗНОЕ

12.1. НОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РЕЙДЕРСТВУ И КОРРУПЦИИ

Минязева Татьяна Федоровна, д.ю.н., профессор. Должность: заведующая кафедрой уголовного права и процесса. Место работы: Российский университет дружбы народов.

Букалерова Людмила Александровна, д.ю.н., доцент. Должность: профессор кафедры уголовного права и криминологии. Место работы: Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.

Аннотация: 1 июля 2010 года был принят Федеральный закон Российской Федерации № 147-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации», направленный на противодействие рейдерству. Однако редакции норм не совершенны, что может создать сложности при квалификации таких деяний. В статье авторами предложены варианты устранения существующих в уголовном законе пробелов.

Ключевые слова: рейдерство, новые статьи, подлог, реестры, уголовный закон.

NEW POSITIONS OF THE CRIMINAL LAW ON RAIDERS COUNTERACTION AND CORRUPTION

Minjazeva Tatyana Fedorovna, Doctor of law, professor. Position: head of criminal law and process chair, Russian peoples’ friendship university.

Bukalerova Lyudmila Aleksandrovna, Doctor of law, associate professor. Position: professor at criminal law and criminology chair, Russian law academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation.

Annotation: on July, 1st, 2010 the Federal law of the Russian Federation has been passed «About modification of the Criminal code of the Russian Federation and of article 151 of the Criminally-remedial code of the Russian Federation», directed on counteraction «рейдерству». However editions of norms are not perfect that can create complexities at qualification of such acts. In article authors offer variants of elimination of blanks existing in the criminal law.

Keywords: raiders’ activity, new articles, forgery, registers, the criminal law.

Президент РФ Д. Медведев назвал рейдерство сложным и очень опасным преступлением, которое, по сути, "душит экономику"1. Как известно, прибыль рейдеров измеряется миллиардами долларов, нанося огромный ущерб промышленным предприятиям и экономическому росту России. В настоящее время называются цифры, согласно которым в России ежегодно фиксируется свыше 60 тыс. рейдерских атак, в результате которых разрушаются стратегические предприятия, банкротятся производства, снижается инвестиционная привлекательность целых отраслей2. Однако

1 Петров В.Дмитрий Медведев поручил силовикам следить за "рейдерами в погонах""Российская газета" - Федеральный выпуск № 5223 (144) от 2 июля 2010 г.

2 http://www.advokatum.ru/rejderstvo-i-pogloschenie.html.

за 2009 год было расследовано всего 53 преступления по захвату собственности, по 15 из них уголовные дела направлены в суды. Президент России Д. Медведев на встрече с сенаторами затронул проблему борьбы с рейдерством, но заметил, что не припоминает, чтобы за него кого-то посадили в тюрьму3.

Законодатель справедливо начал криминализацию определенных рейдерских действий, хотя, заметим учеными и практиками ожидалось, что будет вначале

4

дано легальное определение понятия «рейдерство» и на этой основе законодатель определит признаки составов таких преступлений и место их расположения в УК РФ.

1 июля 2010 года был принят Федеральный закон Российской Федерации № 147-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»5. Безусловно, закон своевременный, даже несколько запоздалый, но в определенной степени «однобокий». Поясним свою позицию.

Во-первых, новый акт продолжил, на наш взгляд, революционное, не всегда последовательное, расширение видов охраняемой государством официальной информации. Заметим, что начато оно было, Федеральным законом от 08.04.2008 № 43-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", которым введена статья 292.16 Законом от 01 июля в уголовный кодекс введены 9 составов преступлений - три новых статьи: «Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета» (ст. 1701); «Фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества» (ст. 1855); «Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений» (ст. 2853) и статья 1852 дополнена частью третьей.

Указанными нормами под уголовно-правовую охрану поставлены документы, содержащие сведения для внесения в единый государственный реестр юридических лиц, в реестр владельцев ценных бумаг или в систему депозитарного учета:

1) документы, содержащие сведения об учредителях юридического лица;

2) документы, содержащие сведения об участниках юридического лица;

3) документы, содержащие сведения о размерах и номинальной стоимости долей их участия в уставном капитале хозяйственного общества;

4) документы, содержащие сведения о зарегистрированных владельцах именных ценных бумаг;

5) документы, содержащие сведения о количестве, номинальной стоимости и категории именных ценных бумаг;

6) документы, содержащие сведения об обременении ценной бумаги или доли;

7) документы, содержащие сведения о лице, осуществляющем управление ценной бумагой;

3 http://www.s-pravdoy.ru/vlast/3244-2009-11-05-16-03-52.html.

4 Субъектами законодательной инициативы предлагался проект закона «О борьбе с рейдерством».

5 "РГ" - Федеральный выпуск №5224 от 5 июля 2010 г.

6 СЗ РФ. 2008. № 15. Ст. 1444.

3'2010

Пробелы в российском законодательстве

8) документы, содержащие сведения о лице, осуществляющем управление долями, переходящими в порядке наследования;

9) документы, содержащие сведения о руководителе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица;

10) документы, содержащие сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо в иных целях, направленных на приобретение права на чужое имущество;

11) протокол общего собрания;

12) выписки из протокола общего собрания;

13) протокол заседания совета директоров;

14) протокол заседания наблюдательного совета;

15) документы, отражающие ход и результаты голосования;

16) доверенность;

17) реестр владельцев ценных бумаг;

18) государственные реестры, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

19) документы, на основании которых была внесена запись в государственные реестры, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

20) документы, на основании которых было внесено изменение в государственные реестры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Как мы видим, под уголовно-правовую охрану поставлены документы, различные по своему юридическому значению, характеристике лиц, их создающих. При этом в одной статье законодатель пытается дать перечисление таких документов, а в другой просто говорит, что они должны быть предназначены для внесения записи или изменений в государственные реестры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Таким образом, законодатель принял точечные меры по совершенствованию уголовного закона, не выделив подлинного значения охраняемые документов и не дав им определения. Ранее уголовный закон избирательно подходил к охране документов, исходивших не от государственных органов либо должностных лиц. За исключением частных нотариусов, ректоров частных вузов. Сейчас, с введением поправок в уголовный кодекс круг, таких документов значительно расширен. Так в него включены выписки из протокола общего собрания, документы, отражающие ход и результаты голосования, доверенности. Как будет проходить легитимация таких актов, по каким признакам - не совсем ясно.

На сегодняшний день в Российском законодательстве существует несколько значений понятия «документ», которые в свою очередь обладают разным объемом. В Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" документированная информация - это зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель7. В Федеральном законе от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» документ - материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях об-

7 СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.

щественного использования и хранения8. В Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 27 февраля 1998 г. N 28 «документированная информация (документ) — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать».

Однако для целей уголовного права указанные определения напрямую не применимы, так как не содержат необходимых признаков. На наш взгляд, следовало бы сформулировать общее понятие документов -предметов анализируемого преступления, так как отсутствие такового может создать трудности для правоприменителя.

В науке неоднократно предлагалось выделить и законом закрепить понятие «охраняемых государством официальных документов» - это акт, который содержит следующие обязательные признаки:

- удостоверяет факты, имеющие юридическое значение;

- создан уполномоченным на то государством юридическими или физическими лицами;

- имеет установленную законом форму;

- подпадает под действие системы регистрации, строгой отчетности и контроля за обращением9.

Во-вторых, считаем возможным прогнозировать эффективность включенной в уголовный кодекс антикоррупционной статьи, предусматривающей ответственность за внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 2853 УК рФ). Действительно государственные реестры, являющиеся федеральным информационным ресур-сом10, не были поставлены под защиту уголовного закона, хотя имеют широкое распространение. Укажем лишь несколько актов, регламентирующих единые государственные реестры: Постановление Правитель-

ства РФ от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц"11; Постановление Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним"12; Постановление Правительства РФ от 28.11.2009 N 958 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на воздушные суда и сделок с ними"13; Постановление Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объек-

14

тов" и другие.

Вызывает ряд вопросов редакции ст. 285.3 УК РФ. Не совсем ясно, как квалифицировать деяние, если должностное лицо, совершившее подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры, не знало о предназначении таковых. По ст. 292 или

285.3 УК РФ?

8 СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 1.

9 Букалерова Л.А. Информационные преступления в сфере порядка управления: учеб. пособие / под. ред. В.А. Авдийского; РПА Минюста России. - М., 2009., С. 173.

10 Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц"// "Собрание законодательства РФ", 01.07.2002, N 26, ст. 2585.

11 Собрание законодательства РФ", 01.07.2002, N 26, ст. 2585.

12 Собрание законодательства РФ", 23.02.1998, N 8, ст. 963.

13 Собрание законодательства РФ", 07.12.2009, N 49 (2 ч.), ст. 5961.

14 Собрание законодательства РФ", 30.11.1998, N 48, ст. 5938.

Почему несоизмеримо выше возможное наказание за внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.3 УК РФ), чем за служебный подлог (ст. 292 УК РФ)? Так, по ч. 1 ст.

285.3 УК РФ - до четырех лет лишения свободы, по ч.

2 ст. 285.3 УК РФ - до шести лет, по ч. 3 - до десяти лет. За простой состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 292 УК РФ высший предел наказания - 2, а за квалифицированный - 4 года лишения свободы. Считаем, что такое положение противоречит принципам установления санкций уголовного закона, так как подделка должностным лицом паспорта, диплома, листка нетрудоспособности может повлечь достаточно серьезные последствия. Представляется, что наказания в рассматриваемых статьях должны быть сопоставимы. Вызывают опасения эффективность санкций, в которых преобладает в виде основного штраф, воздействие которого на субъектов данного преступления равно нолю. К тому же степень тяжести большинства введенных составов преступлений - не большая (4 из

9) и средняя (2 состава), что не отражает их подлинной степени опасности.

В целом, рассмотренные составы преступлений, в определенной степени способны противостоять отдельным проявлениям рейдерства. Вместе с тем уголовным законодательством по-прежнему не охватывают все существующие на практике общественно опасные деяний, направленные на захват предприятий. В частности, возможны такие деяния как: приобретение рейдерами пакета акций, организация кредиторской задолженности, проставление подставного руководства либо организация оспаривания приватизации. Совершению перечисленных деяний способствует коррупция, которая и является одним их основных факторов процветания рейдерства. Но законодателем борьба с коррупцией еще широко не развернута.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.