Научная статья на тему '11. 6. Финансово-правовые аспекты реализации этнорегиональной политики'

11. 6. Финансово-правовые аспекты реализации этнорегиональной политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
143
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСИРОВАНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ / СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА / ТРАДИЦИЙ И КУЛЬТУРЫ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА / NATIONAL POLICY / THE FINANCING OF THE TARGET PROGRAMS / SAVING OF NATIONAL LANGUAGE / CULTURE AND TRADITIONS OF THE INDIGENOUS RACE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тория Рита Александровна

Данная статья посвящена концепции реализации национальной политики Республики Коми. Определены нормативные правовые акты, регулирующие отношения в данной сфере. Определены основные цели. Среди форм реализации региональной политики центральное место должно быть отведено разработке и осуществлению целевых программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL AND LAW ASPECTS OF NATIONAL POLICY REALIZATION

This article is devotes to the conception of realization of the national policy of Komi Republic. In this article is determined the principal targets. The central place among the form of realization of a regional policy should be development and realization of a target program.

Текст научной работы на тему «11. 6. Финансово-правовые аспекты реализации этнорегиональной политики»

11.6. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОРЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Тория Рита Александровна, к.ю.н. Должность: доцент. Место работы: юридический факультет, кафедра гражданского права и процесса, Сыктывкарский государственный университет.

Аннотация: Данная статья посвящена концепции реализации национальной политики Республики Коми. Определены нормативные правовые акты, регулирующие отношения в данной сфере. Определены основные цели. Среди форм реализации региональной политики центральное место должно быть отведено разработке и осуществлению целевых программ.

Ключевые слова: национальная политика, финансирование целевых программ, сохранение национального языка, традиций и культуры малочисленных народов Севера.

FINANCIAL AND LAW ASPECTS OF NATIONAL POLICY REALIZATION

Toria Rita Alexandrovna, PhD in law. Position: associate professor. Place of employment: civil law chair, faculty of law, Syktyvkar State University.

Annotation: This article is devotes to the conception of realization of the national policy of Komi Republic. In this article is determined the principal targets. The central place among the form of realization of a regional policy should be development and realization of a target program.

Keywords: national policy, the financing of the target programs, saving of national language, culture and traditions of the indigenous race.

В Республике Коми проживает около 1126 тыс. человек (на 1 января 2001 г.) более 80 национальностей. Около 26,3% составляет народ коми, 57,7% - русские, 8,3% - украинцы, примерно по 2% белорусы и татары, по 1% немцы и чуваши, 0,1 % и меньше - коми-пермяки, ненцы и представители других национальностей.

История национальных отношений в республике не знает серьезных конфликтов на этнической почве.

Уровень социально - экономического развития городских и сельских районов республики в настоящее время существенно отличается. Из-за специфики хозяйствования в наиболее сложном положении оказались титульный народ республики - коми и представители коренных малочисленных народов Севера. В частности, в сельских районах республики, где проживает основная часть коми народа, безработица выше среднереспубликанского уровня.

Выпускникам сельских школ сложнее поступать в ВУЗы, в то время как на селе не хватает квалифицированных специалистов в области образования, здравоохранения и культуры. В рыночных условиях село также испытывает дефицит в квалифицированных специалистах в области экономики, менеджмента, юриспруденции и сельского хозяйства.

Нам всем известно, что Россия страна - многонациональная, исходя из этого необходимо вникнуть в природу национального вопроса, необходимо заниматься обустройством и взаимодействием различных

народов, культур и религий, так как от этого во многом зависит благополучие всей страны. Равнодушие и недооценка национальных проблем могут привести к межнациональным конфликтам, которые могут подорвать основы государства.

Ориентиром национальной политики Российской Федерации является формирование демократической системы национальных отношений: - независимо от численности, от национальной принадлежности гражданин обязан иметь равные права и равные возможности в национальном и личностном самоутверждении в обществе и в государстве.

Концепция Государственной национальной политике Республике Коми строится на основе трех правовых составляющих:

1. Федеральной, состоящей из Федерального законодательства в том числе Законодательства по коренным малочисленным народам: Конституцию Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», Федеральный Закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», Федеральный Закон от24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», Концепцию государственной национальной политики Российской Федерации от 15. 06. 1996 г. № 909 Указ Президента РФ, Федеральный Закон от 06.10. 2003 г. № 131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Законодательство по коренным малочисленным народам включает в себя: Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» от 30.04.1999 г. № 82-ФЗ, Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» от 07. 05. 2001 г. № 49-ФЗ, Земельный кодекс РФ от 05. 10. 2001 г. № 136-ФЗ, Водный кодекс РФ от 03. 06. 2006 г. № 74-ФЗ, Лесной кодекс РФ от 04.

12. 2006 г. № 200-ФЗ, Постановления Правительства РФ: «О Едином перечне коренных малочисленных народов РФ» от 24. 03. 2000 г. № 255; «О Федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года» от 27.07. 2001 г. № 564; «О перечне районов проживания малочисленных народов Севера» от 11. 01. 2003 г. № 22; Распоряжение Правительства РФ «О перечне коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» от 17. 04. 2006 г. № 536-р, Распоряжение Правительства РФ «О комплексе первоочередных мер Правительства РФ по подготовке и проведению Второго международного десятилетия коренных народов мира» от 19. 11. 2007 г. № 1639-р.

2. Республиканской: Конституции Республики Коми от 17. 02. 1994 г., Закона РК «О государственных языках Республики Коми» от 28. 05. 1992 г., Закона РК «О национально - культурной автономии в РК» от 28. 06. 2005 г., Постановления Госсовета РК «О концепции государственной национальной политики РК» от 10.

10. 1996 г., Постановление РК «Об Экспертном совете по национальной политике при Правительстве Республики Коми» от 22. 09. 2006 г. № 240., Распоряжение Правительства РК «Об утверждении Плана мероприятий по реализации государственной национальной политики РК на 2008 - 2010 годы» от 16. 12. 2007 г. № 471-р., Распоряжение Правительства РК «Об утверждении Плана социально - экономических мероприя-

тий Правительства РК по реализации Концепции государственной национальной политики РК в 2008 - 2011 годы» от 14. 07. 2008 г. № 224-р., Приказ Министерства культуры и национальной политики РК «Об утверждении Правил оформления на государственных языках РК вывесок названий учреждений, предприятий, организаций, текстов официальных печатей, штампов, бланков на территории РК» от 13. 05. 2004 г. № 218/од.

3. Общепризнанных принципов и норм международного права: «Конвенции о защите прав человека и основных свобод «Совета Европы (1950 г.), «Международного пакта о гражданских и политических правах» (1966 г.), «Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах» (1966 г.), Конвенции № 169 Международной организации труда «О коренных народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» (1989 г.), Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств (1992 г.), «Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам» Организации Объединенных Наций (1992 г.) и «Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств» Совета Европы (1995 г.).

Попытаемся охарактеризовать возможности и перспективы национальной политики в Республике Коми.

Основными задачами и приоритетами Государственной национальной политики Республики Коми:

1. В сфере экономического развития является:

- учет целей и принципов Государственной национальной политики при разработке республиканских программ: социально-экономического развития городов и районов республики; развития форм традиционного природопользования на территориях проживания коренного населения; возрождения и развития традиционных отраслей хозяйства и народных промыслов; поддержки новых видов производства с приоритетом на создание базы для переработки, хранения, сбыта продукции сельского хозяйства;

- рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей республики, природных ресурсов, накопленного научно-технического и кадрового потенциала, преимуществ территориального разделения труда и производственной кооперации при общей направленности на их комплексное социально - экономическое развитие;

- поиск дополнительных источников финансирования и распределения средств, материальных ресурсов для решения национальных, демографических, экологических и миграционных проблем;

- определение инвестиционной, дотационной, кредитно - финансовой и налоговой политики в части, имеющей отношение к Государственной национальной политике Республики Коми. Создание механизмов контроля за использованием целевых средств из всех источников по назначению;

- использование интеллектуального потенциала диаспор через национально-культурные и другие общественные объединения.

2. В политической и государственно-правовой сфере, в области внешних отношений:

- обеспечение реализации многообразных национальных интересов индивида в различных сферах общественной жизни, условий для участия граждан всех национальностей в общественно-политических процессах через их национально - культурные общественные объединения на основе собственной инициативы и ответственности, общественные институты, способные готовить и проводить экспертизы проектов

решений законодательных и исполнительных ветвей властей на всех уровнях, органов местного самоуправления;

- создание системы защиты интересов представителей всех национальностей Республики Коми при формировании и осуществлении взаимодействия федеральных, республиканских и местных органов власти;

- сохранение и развитие языка, традиционной культуры и образа жизни коми народа и других народов, проживающих в республике, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законодательством Республики Коми, а также с учетом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации;

- совершенствование механизма формирования законодательных (представительных) и исполнительных органов власти всех уровней, законодательной базы местного самоуправления с учетом исторических и национальных особенностей;

- предупреждение конфликтов на национальной почве;

- формирование уважительного отношения ко всем национальностям, проживающим в Республике Коми;

- объединение усилий всех звеньев государственной системы, структур гражданского общества, политиков, религиозных деятелей для достижения межнационального согласия и мира, утверждения принципов взаимопонимания между людьми различных национальностей и вероисповеданий;

- формирование законодательства Республики Коми по вопросам национальной политики и национальным отношениям;

- обеспечение правовых, организационных и материальных основ национально-культурной автономии;

- установление постоянных отношений Республики Коми с зарубежными странами, субъектами Российской Федерации, с которыми этнически связаны диаспоры республики, а также с финно-угорскими странами и регионами, заключение соглашений и договоров;

- решение вопросов политической, социальной и экономической реабилитации репрессированных народов, репрессированных граждан;

- решение проблемы беженцев и вынужденных переселенцев;

- создание системы сбора и анализа информации по проблемным темам, выработка на ее основе прогнозов и моделей общественного развития в рамках ГНП Республики Коми.

3. В сфере социально-культурного развития:

- обеспечение проведения государственной политики, направленной на сохранение языков всех национальностей в Республике Коми, оказание финансовой, организационной и иной поддержки национальнокультурным объединениям в разработке и реализации программ сохранения и развития языков. Создание условий всем желающим для овладения государственными языками Республики Коми;

- обеспечение права народам в Республике Коми на сохранение и развитие национальной культуры, языка;

- создание условий для развития национальных школ, получения воспитания и образования на национальном (родном) языке народов в Республике Коми;

- обеспечение права национально-культурным объединениям Республики Коми на освещение своей деятельности в средствах массовой информации;

- развитие системы национально-культурных центров, организационная, финансовая поддержка дея-

тельности национально-культурных объединений со стороны органов государственной власти Республики Коми и органов местного самоуправления. Оказание содействия национально-культурным объединениям в установлении контактов с национально-культурными объединениями субъектов Российской Федерации и зарубежных стран;

- организация фундаментальных и прикладных исследований в сфере социально-культурного развития народов в Республике Коми;

- воспитание молодого поколения в духе уважения к национальным культурам, традициям, обычаям.

Финансирование мероприятий по реализации государственной национальной политики осуществляется из средств бюджетов Российской Федерации и Республики Коми (через общероссийские и республиканские программы), за счет благотворительных и спонсорских взносов организаций, учреждений, фондов, поступлений от юридических и физических лиц, иностранных государств, международных организаций. Для финансирования целевых программ национального и культурного развития могут формироваться специальные республиканские фонды, аккумулирующие государственные и общественные средства, иные средства.

Концепция государственной национальной политики должна обеспечить развитие социально - экономических и духовно-политических процессов в многонациональной Республике Коми, разработку механизмов согласования национально - специфических интересов отдельных национальностей в тактике и стратегии развития всей республики.

Изучив и проанализировав Концепцию государственной национальной политики Республики Коми (далее -Концепция) мы видим, что Концепция представляет собой систематизированную совокупность политикоправовых взглядов, ценностных ориентиров, принципов и приоритетов, регламентирующих деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, национальных общественных организаций, граждан республики в сфере этнического развития и межнациональных отношений.

Согласно концепции, объектом государственной национальной политики является сфера межнациональных отношений и этнокультурного развития представителей народов, проживающих в Республике Коми. Концепция определяет цель, задачи и основные направления государственной национальной политики Республики Коми в сфере межнациональных отношений, в создании оптимальных условий для удовлетворения этнокультурных потребностей представителей каждого народа, проживающего на территории республики.

Как политико-правовой акт, Концепция нацелена на обеспечение общей социальной, политической и экономической стабильности, эффективное взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления, развитие традиций межнационального согласия и гражданского мира, веротерпимости и национально-культурного взаимообогащения представителей проживающих в республике народов. Она призвана служить ориентиром для всех ветвей власти, органов местного самоуправления и общественных организаций в деле решения задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав человека и гражданина, выработки и реализации целевых проек-

тов и программ, затрагивающих сферу государственной национальной политики.

Концепция государственной национальной политики утверждена, и поэтому необходимо направить усилия на ее выполнение. В республике создано Министерство национальной политики РК, в рамках нынешних своих полномочий не может выполнять роль координатора органов исполнительной власти в выработке и реализации государственной национальной политики РК, т.е. реальных рычагов и механизмов воздействия для этого в распоряжении министерства нет, поэтому необходимо расширить перечень полномочий и дать реальные организационно - финансовые возможности для мобильной системы управления национальными и межнациональными процессами.

Судьба и перспективы развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

- одно из основных направлений государственной национальной политики. К сожалению, Программа социально - экономического развития малочисленных народов выполняется лишь незначительно, необходимо больше уделять внимание этому вопросу.

Научное и информационное обеспечение национальной политики играет огромную роль в реализации этнорегиональной политики, необходимо наладить работу по подготовке научных и управленческих кадров в сфере национальных отношений.

Необходимо четче и оперативнее решать вопросы финансового обеспечения программ по национальной политике, бюджетные ассигнования необходимо выделять из всех уровней бюджетов сбалансировано, на практике - финансирование реализации этнорегио-нальной политики осуществляется из регионального и местного бюджетов, на наш взгляд, это не правильно, без федеральной поддержки не реализовать задач, стоящих в этой области. Бесплатная национальная политика дорого обходиться России, так как на разрешение межнациональных конфликтов средств уходит в сотни раз больше, чем на их предотвращение.

Необходимо изучать положительный международный опыт разрешения межнациональных конфликтов.

Ни одно мероприятие не может быть реализовано без соответствующего финансирования, необходимо четко увязывать решение задач национальной политики с финансовыми ресурсами, поэтому необходимо:

а) прорабатывать финансовый блок программ национальной политики по источникам финансирования, т.е. необходимо определить объемы средств регионального бюджета, привлеченных средств из федерального бюджета и внебюджетных источников по мероприятиям, срокам, распорядителям финансов и исполнителям;

б) необходимо разработать процедуру согласования интересов на стадии проработки как федерального так регионального бюджетов и утверждение средств, направляемых на цели национальной политики, отдельной строкой в законе о бюджете, чтобы определить эффективность расходования средств не столько их масштабами, сколько возможностью проследить, на какие цели и сколько средств израсходовано, до кого они дошли;

в) необходима расшифровка функциональной структуры расходов бюджета, предусмотренных на реализацию региональных целевых программ так как целый ряд мероприятий в сфере национальной политики финансируется по бюджетам ведомств, что создает трудности в определении, например, какая доля финансо-

вых ресурсов идет на национальную культуру или национальное образование;

г) финансовая дисциплина, т.е. исполнение регионального бюджета в части финансирования национальной политики.

Список литературы:

1. «Конвенция о защите прав человека и основных свобод Совета Европы» от 4 ноября, 1950 г., Рим;

2. «Международный пакт о гражданских и политических правах», «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» приняты резолюцией / 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеей от 16.12.1966 г.; 3. «Конвенция № 169 Международной организации труда «О коренных народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» от 1989 г.;

4. Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств от 5 ноября 1992 г.;

5. «Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам» Организации Объединенных Наций от декабрь 1992 г.;

6 «Рамочная конвенция о защите национальных

меньшинств» Совета Европы от 1 февраля 1995 г.;

7. Конституция Российской Федерации от 12.12.93г., с учетом поправок от 30.12.2008 г. № 6, 7 - ФКЗ;

8. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;

9. Федеральный Закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»;

10. Федеральный Закон от24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»;

11. Указ Президента РФ от 15.06.1996 г. № 909 «О Концепции государственной национальной политики Российской Федерации»;

12. Федеральный Закон от 06.10. 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;

13. Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» от 30.04.1999 г. № 82-ФЗ;

14. Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» от 07. 05. 2001 г. № 49-ФЗ;

15. Земельный кодекс РФ от 05. 10. 2001 г. № 136-ФЗ;

16. Водный кодекс РФ от 03. 06. 2006 г. № 74-ФЗ;

17. Лесной кодекс РФ от 04. 12. 2006 г. № 200-ФЗ;

18. Постановления Правительства РФ: «О Едином перечне коренных малочисленных народов РФ» от 24.

03. 2000 г. № 255; «О Федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года» от 27.07.2001 г. № 564; «О перечне районов проживания малочисленных народов Севера» от 11.01.2003 г. № 22;

19. Распоряжение Правительства РФ «О перечне коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» от 17. 04. 2006 г. № 536-р;

20. Распоряжение Правительства РФ «О комплексе первоочередных мер Правительства РФ по подготовке и проведению Второго международного десятилетия коренных народов мира» от 19.11.2007 г. № 1639-р;

21. Конституция Республики Коми от 17.02.1994 г.;

22. Закон РК «О государственных языках Республики Коми» от 28.05.1992 г.;

23. Закон РК «О национально - культурной автономии в РК» от 28. 06. 2005 г., №58-РЗ;

24. Постановление Госсовета РК «О концепции государственной национальной политики РК» от 10. 10. 1996 г., № 1-7/27;

25. Постановление РК «Об Экспертном совете по национальной политике при Правительстве Республики Коми» от 22. 09. 2006 г. № 240.;

26. Распоряжение Правительства РК «Об утверждении Плана мероприятий по реализации государственной национальной политики РК на 2008 - 2010 годы» от 16. 12. 2007 г. № 471-р.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Распоряжение Правительства РК «Об утверждении Плана социально - экономических мероприятий Правительства РК по реализации Концепции государственной национальной политики РК в 2008 - 2011 годы» от 14. 07. 2008 г. № 224-р.;

28. Приказ Министерства культуры и национальной политики РК «Об утверждении Правил оформления на государственных языках РК вывесок названий учреждений, предприятий, организаций, текстов официальных печатей, штампов, бланков на территории РК» от

13. 05. 2004 г. № 218/од.

Рецензия

на статью «Финансово - правовые аспекты реализации этнорегиональной политики» к.ю.н., доц. Тория Р.А.

Данная работа посвящена одной из важных правовых проблем - проблеме совершенствования реализации этнорегиональной политики государства.

Статья к. ю. н. Тория Р.А. написана в рамках исследования национальной политики России в современный период на примере Республики Коми. На мой взгляд, автор правильно отмечает, что реализация национальной политики невозможна без ее финансирования, а для определения эффективности расходования средств необходимо определить на стадии формирования проекта бюджета региона на какие цели, сколько средств и из каких бюджетных доходов планируется осуществлять финансирование. Однако, существующее на сегодняшний день распределение финансовых средств по ведомствам не позволяет определить, на какие цели, в каких размерах и на какие мероприятия планируется их использование, отмечено в работе, также, о необходимости соблюдения финансовой дисциплины в части исполнения регионального бюджета финансирования национальной политики.

Отмечена необходимость принятия целевых программ национальной политики, так как отсутствие таких программ может серьезно осложнить осуществление мероприятий. В то же время к принятию целевой программы , чтобы деньги не распылялись и возможно было отследить конечный результат их использования.

Данная работа написана на достаточно высоком теоретическом уровне, подходы автора свидетельствуют о том, что она глубоко разбирается в рассматриваемой проблеме. Актуальность работы не вызывает сомнений.

На основании вышеизложенного , статья может быть рекомендована к публикации.

Доктор юридических наук, профессор кафедры финансового права Российской академии правосудия О.Н. Горбунова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.