10.8. РОЛЬ РОССИИ В ПРОЦЕССЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ МОЛДОВО-ПРИДНЕСТРОВСКОГО КОНФЛИКТА
Цуканова Ольга Владимировна. Должность: Федеральный судья. Место работы: Арбитражный суд г. Москвы. E-mail: [email protected]
Аннотация: В настоящей работе исследована проблема российского военного присутствия в Приднестровье, а также особенности миротворческой миссии России по урегулированию молдово-приднестровского конфликта, ее роль в переговорном процессе в качестве посредника в ходе выработки и заключения соответствующих соглашений и гаранта обеспечения их соблюдения. Даны соответствующие рекомендации в решении затронутых вопросов, сделаны выводы по теме.
Ключевые слова: Приднестровье, Молдова, Россия, конфликт, переговоры, миротворческая миссия.
ROLE OF RUSSIA IN THE COURSE OF SETTLEMENT OF THE MOLDOVO-DNESTR CONFLICT
Tsucanova Olga Vladimirovna. Position: federal judge. Place of employment: Arbitration court, city of Moscow. E-mail: [email protected]
Annotation: In the present work the problem of the Russian military presence at Dnestr region, and also feature of peace-making mission of Russia on settlement of the mol-dovo-Dnestr conflict, its role in negotiating process as the intermediary is investigated during development and the conclusion of corresponding agreements and the guarantor of maintenance of their observance. Corresponding recommendations in the decision of the mentioned questions are made, conclusions on a theme are drawn. Keywords: Dnestr region, Moldova, Russia, the conflict, negotiations, peace-making mission.
Молдово-приднестровский конфликт - один из первых и до сих пор не урегулированных политических конфликтов на территории постсоветского пространства, ставший возможным вследствие распада Советского Союза. Так, на протяжении более 18 лет с 1992 года по настоящее время Россия активно участвует в урегулировании приднестровского конфликта. Историческая заслуга России заключается в его локализации и предотвращении «горячих» фаз конфликта. Прекращение вооруженных столкновений в июле 1992 г. вследствие решительных политических инициатив России открыло путь к началу переговоров о проведении миротворческих операций и о политическом урегулировании конфликта. С момента остановки вооруженных действий на протяжении почти двух десятков лет на берегах Днестра проводится уникальная в своем роде миротворческая операция. Тем самым были созданы условия для мирного решения проблемы взаимоотношений Кишинева и Тирасполя.
За время урегулирования конфликта Россия прочно заняла место главного действующего лица, признанного в ОБСЕ и политическом комитете по формуле «5+2», как основного стабилизатора «замороженного» конфликта. В июне 2010г. президент России Д.А. Медведев в рамках двухсторонней встречи с канцлером Германии А.Меркель призвал Германию включиться в
процесс урегулирования межгосударственных конфликтов, начиная с Приднестровья. В настоящей статье рассматривается историческая миссия России по урегулированию данного конфликта, ее искренняя заинтересованность в воссоздании единого молдавского государства с равными политическими возможностями для Приднестровья.
Тот факт, что основную тяжесть урегулирования исследуемого конфликта несёт Россия, подтверждается тем, что наиболее опасную фазу конфликта - вооружённое противостояние в 1992г. - удалось остановить в первую очередь благодаря присутствию в Приднестровье 14-й российской армии. Российская Федерация, под чьей юрисдикцией действовала 14-я армия, не осуществляла применение вооружённой силы против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости Республики Молдова или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН.1
В соответствии с Соглашением между Российской Федерации и Республикой Молдова о принципах мирного урегулирования вооружённого конфликта от 21 июля 1992 г. удалось добиться полного прекращения боевых действий, разъединить противоборствующие стороны и создать между ними зону безопасности, куда введены воинские контингенты совместных миротворческих сил России, Молдавии и Приднестровья, действующие под руководством Объединённой контрольной комиссии (ОКК).
Тема военного присутствия России в Приднестровье требует особого внимания, поскольку пребывание на территории ПМР российских военных является одним из наиболее противоречивых моментов в урегулировании конфликта. Молдавия и ОБСЕ настаивают на скорейшем их выводе, в то время как жители Приднестровья видят в лице российского военного контингента «единственного гаранта мира и безопасности в регионе».
В результате переговоров по этому вопросу 21.10.1994г. в Москве сторонами было подписано межправительственное Соглашение о правовом статусе, порядке и сроках вывода воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Молдова, которое поставило решение вопроса о выводе российских войск из Приднестровья в зависимость от решения вопроса о его особом статусе.3
При этом Россией данное соглашение не было ратифицировано. Однако в отсутствие каких-либо других документов, Соглашение от 21 октября 1994г. является единственным юридическим обоснованием присутствия российских войск в Республике Молдова, конституция которой в принципе не допускает размещения иностранных войск на своей территории.
Для сравнения, на Стамбульском саммите ОБСЕ (1999г.) вопрос о выводе российских войск из Молдавии был поставлен уже практически независимо от приднестровского урегулирования.
1 Выделенные слова образуют концептуальное определение агрессии, данное в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. До настоящего времени не принят международный договор об ответственности за агрессию как международное преступление.
2 Текст Соглашения, см.: Дипломатический вестник МИД РФ, 1992 г. № 15-16. С. 34-36.
3 Соглашение между Российской Федерацией и Республикой
Молдова о правовом статусе, порядке и сроках вывода воинских
формирований Российской Федерации, временно находящихся
на территории Республики Молдова, 21 октября 1994 г., ст. 2.
Россия приняла обязательства вывести свои войска из Молдавии до конца 2002 г.,4 что вызвало резко отрицательную реакцию у населения региона. 3 декабря 1999г. представители общественности в Тирасполе вышли перед помещением местного бюро миссии ОБСЕ в Молдавии с лозунгами «Долой ОБСЕ!». Демонстрантами была подготовлена петиция с требованием не допустить вывода российских войск.
Российский парламент поддержал приднестровцев. «По проблеме Приднестровья, - говорится в заявлении Государственной Думы по итогам Стамбульского саммита, - проигнорирована существующая договорённость об увязке вывода оттуда российских войск, с процессом политического урегулирования. Очевидно, что это может подтолкнуть некоторые силы в Молдавии к занятию выжидательной позиции и даже к подготовке к силовому решению конфликта».5
Представляется, что данное заявление не лишено оснований. Молдова, все больше втягиваясь в сферу влияния НАТО, являясь при этом по Конституции нейтральным государством, дважды в 1997г. принимала участие в военных учениях североатлантического альянса. В ходе событий в Косово Молдова заняла про-натовскую позицию. Молдавская армия реорганизована в соответствии со стандартами блока.
Между тем, неурегулированность конфликта, расширение НАТО требовали сохранения российского военного присутствия. Приднестровью же, которое в отличие от Республики Молдовы тяготеет к России и СНГ, необходимы надёжные гарантии своего будущего особого статуса в составе единого Молдавского государства. Полагаем, что идея предоставления российским войскам в Молдавии статуса военной базы отвечало бы интересам России и Приднестровья. При этом не ущемляются интересы Республики Молдова. Правовой статус российской военной базы мог бы найти отражение в договоре, заключённом Россией и Молдовой при участии Приднестровья.
Особенностью миротворческой миссии России, проводимой в Приднестровье, является то, что главную роль в них играла Россия. Такой подход не устраивал и не устраивает Запад, по мнению которого миротворческая деятельность России является инструментом одностороннего российского вмешательства с целью реализации её «имперских амбиций».
Однако подобные утверждения нельзя считать обоснованными.
Заметим, что в рамках СНГ был принят ряд документов, регламентирующих создание и применение коллективных миротворческих сил.6 Однако слабость СНГ, а также отсутствие у большинства государств Содружества достаточных финансовых и материальных возможностей обусловливает то, что России приходится выступать «главным миротворцем» в «горячих точках» СНГ. И молдово-приднестровский конфликт в этом плане не является исключением.
Уникальность миротворческой операции в Приднестровье состояла в том, что в состав миротворческих
4 Док. ОБСЕ, Istanbul summit declaration, SUM. DOC/2/99, 19 November 1999. Para 19, P. 7.
5 Док. ОБСЕ РАС. EL/632/99, 13 December 1999, Заявление Государственной Думы. Об итогах встречи в Стамбуле глав государств и правительств государств-участников Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. С. 3.
6 К ним следует отнести: Соглашение о Группах военных наблюдателей и Коллективных силах по поддержанию мира в СНГ от 20 марта 1992 г., Соглашение о коллективных миротворческих силах и совместных мерах по их материально-техническому обеспечению от 24 сентября 1993 г. и др.
сил были включены контингенты, представляющие конфликтующие стороны.
В последние годы руководство Молдовы заявляло о необходимости сокращения с последующей ликвидацией миротворческих постов и о намерении перевести миротворческий процесс под эгиду ОБСЕ. По мнению сопредседателя ОкК от Приднестровья В.Бондара, стороны ещё не достигли такого уровня доверия, при котором отпадёт необходимость в миротворческих постах. В случае замены российского и украинского при-сутствия7 вооружёнными формированиями из представителей других стран или силами НАТО, «миротворческая операция примет характер полицейской. Для европейского сообщества Приднестровье - сепаратисты, и мы не исключаем, что с нами попытаются разговаривать тем же языком, что и с сербами в Косо-во».8
Таким образом, вопреки утверждениям Запада, российское военное присутствие в приднестровском регионе сыграло и продолжает играть роль стабилизирующего фактора, способствующего урегулированию конфликта. Миротворчество является одним из важнейших направлений деятельности России по урегулированию конфликтов на территории СНГ, в том числе молдово-приднестровского. При этом, важное значение миротворчества в данном случае обусловлено и тем, что Россия в лице её миротворческих контингентов должна стать гарантом будущего соглашения о всеобъемлющем политическом урегулировании приднестровского конфликта.
Миротворческая операция создала условия для запуска молдово-приднестровского переговорного процесса, в рамках которого Россия выступает, одновременно, в форме посредника выработки и заключения соответствующих соглашений и гаранта обеспечения их соблюдения.
Так, 8 мая 1997 г. в Москве был подписан Меморандум «Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем. Это был первый международный документ, подписанный на высоком уровне с участием сторон, государств-гарантов, ОБСЕ. Основные принципы этих взаимоотношений основываются на неприменении силы и угрозы силой, на становлении государственно-правовых отношений, на участии Приднестровья во внешней политике Молдовы, на праве Приднестровья самостоятельно устанавливать внешнеэкономические контакты. Меморандум существенно отличается от совместного Заявления Республики Молдова и ПМР об обоюдном неприменении силы: в нём появились гаранты - Россия и Украина. В Меморандуме Приднестровье впервые получило международную юрисдикцию в экономических вопросах.
Значение Московского Меморандума возрастает в связи с тем, что данный документ создал прецедент для выработки конструктивного подхода к разрешению этнополитических конфликтов на территории СНГ.
Однако, расхождение сторон в понимании ключевого положения Меморандума, а именно формулы «общее государство»9 не позволило реализовать данный до-
7 Привлечение украинских миротворцев-наблюдателей в зону конфликта предусматривалось Одесской встречей по приднестровскому урегулированию 1998 г.
8 См.: Кишинёвские новости. - 2001. - 6 июля.
9 Руководство Молдовы под «общим государством» понимает единую, территориально целостную республику с предоставлением Приднестровью широкой автономии. пМр выступает за «равносубъектность» в общем сложносоставном государстве.
кумент и, таким образом, вплотную подступить к разрешению молдово-приднестровского конфликта.
С 6 по 10 октября 1997г. в резиденции МИД РФ в Мещерино (Подмосковье) прошла консультативная встреча представителей экспертных групп ПМР и РМ с участием посредников из России, Украины, Миссии ОБСЕ в Москве, в ходе которой удалось согласовать проект промежуточного соглашения по урегулированию конфликта, который предполагалось подписать в ходе саммита СНГ в Кишинёве 23 октября.
Однако приднестровская сторона в последний момент отказалась от ранее достигнутых договорённостей и дезавуировала подписи своих представителей.
В дальнейшем посредниками были предприняты новые усилия, направленные на продолжение переговорного процесса. Центральное место в этих усилиях заняла четырёхсторонняя (Молдова, Приднестровье, Россия, Украина) Одесская встреча по приднестровскому урегулированию 19-20 марта 1998 г.
На Одесской встрече вновь было подтверждено, что основой нормализации отношений между Молдовой и Приднестровьем является, прежде всего, Московский Меморандум, и что в соответствии с этим документом необходимо сконцентрировать усилия по выполнению его приоритетных задач. Там же при участии стран-гарантов было подписано «Соглашение о мерах доверия и развития контактов между Республикой Молдова и Приднестровьем». В документе оговаривалось сокращение миротворческих сил до 500 человек с каждой стороны (вместо 2000) со штатной боевой техникой и вооружением. Однако Россия, являясь разделительной стороной, в одностороннем порядке сократила уже к тому времени свои миротворческие силы. В результате у Молдовы осталось бронетехники в 5 раз больше, чем у России и Приднестровья, все миротворческие силы, которых располагаются именно на приднестровской стороне, хотя зона безопасности находится и на правом берегу Днестра.
Соглашением также предусматривалось размещение в зоне конфликта военных наблюдателей Украины.
В 2003 году со стороны России Молдавии и Приднестровью был предложен план, разработанный по инициативе заместителя председателя Правительства РФ Д.Козака. План предусматривал воссоздание объединенного молдавского государства с правом вето для Приднестровья на принятие решений парламента объединенной страны, кроме того, русский язык должен был получить статус второго государственного на территории всей Молдавии. Россия планировала сохранить свое военное присутствие на несколько десятков лет. Однако «благодаря» позиции ОБСЕ в 2003 году реализация российского плана урегулирования конфликта была сорвана.
На протяжении 2004-2008г.г. Россия предприняла ряд попыток для принуждения конфликтующих сторон к диалогу и реализации подобной модели урегулирования. Однако Москве пока не удалось существенно продвинуться в этом вопросе. Евросоюз, США и Украина достаточно ясно намекали руководству Молдовы о крайней нежелательности сепаратных договоренностей на приднестровском направлении.
Именно в этот период на основе деятельности России, ОБСЕ, сторон конфликта - Молдавии и Приднестровья было создано постоянное совещание по политическим вопросам в рамках переговорного процесса -формат «5+2» (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия и Украина - страны-гаранты; ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели).
На состоявшейся 18 марта 2009г. трехсторонней встрече президентов Молдавии, Приднестровья и России было подписано совместное заявление, в котором подтверждались намерения продолжать поиск путей мирного урегулирования, важность деятельности постоянного совещания (формата «5+2»), отмечалась стабилизирующая роль современной российской миротворческой операции в регионе и целесообразность ее трансформации после приднестровского урегулирования в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ.10 Таким образом, на московском саммите в марте 2009г. миротворческая роль РФ была признана главным стабилизирующим фактором.
Новый 2010 год застал молдово-приднестровский конфликт в замороженном состоянии. Этот тлеющий конфликт - один из пунктов в диалоге России и США, его разрешение пытаются увязать с возможностью расширения НАТО на Восток, диалога Украины и Молдовы с Евросоюзом.
Российские специалисты в 2008-2010г.г. предполагают возможными следующие сценарии развития ситуации вокруг Приднестровья: 1) реализация российских инициатив по приднестровскому урегулированию; 2) вхождение Молдовы в румынскую орбиту; 3) европеизация приднестровского конфликта; 4) сохранение существующего статус-кво.
Подводя итог рассмотрению роли России в урегулировании молдово-приднестровского конфликта, следует отметить ее постоянство, готовность следовать нормам международного права, проводя миротворческую деятельность, выступая в роли главной страны-гаранта, а также то, что Россия выступает против вовлечения в орбиту НАТО и ЕС стран, образовавшихся на постсоветском пространстве. Кроме того, руководство России своей миротворческой миссией дает понять Западу, что подобного провала в ее внешней политике, каким было вступление Прибалтийских республик в блок НАТО в 2004 году, она больше не допустит. Кроме того, активная и постоянная роль РФ признана базовой для трансформации миротворческой операции России после приднестровского урегулирования в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ.11 Это свидетельствует о том, что Запад вынужден считаться с геополитическими интересами России и не только в рассматриваемом регионе.
Учитывая существующие прогнозы в урегулировании данного конфликта, которые не отличаются оптимизмом, РФ «обречена» на продолжение своей активной миротворческой деятельности во имя сохранения стабильности и в данном регионе. Учитывая факт смены государственного руководства в Украине, также являющейся страной-гарантом этого конфликта, от руководства России возможно ожидать новых миротворческих инициатив.
Список литературы:
1. Устав Организации Объединённых Наций. - Нью-Йорк, 1945.
2. Конституция Республики Молдова. - Кишинёв, 1994.
3. Конституция Приднестровской Молдавской республики. - Тирасполь, 1995.
4. Дипломатический вестник МИД РФ, 1992 г. № 15-
16.
10 См.: Российская газета.-2009.-19 марта.
11 См.: Российская газета.-2009.-19 марта.
5. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовом статусе, порядке и сроках вывода воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Молдова, 21 октября 1994 г., ст. 2.
6. Документы ОБСЕ: От Хельсинки до Будапешта. История СБСЕ/ОБСЕ в документах 1973-1994. - М., 1996. Т. I - III.
7. Документы ОБСЕ, Istanbul summit declaration, SUM. DOC/2/99, 19 November 1999. Para 19.
8. Документы ОБСЕ РАС. EL/632/99, 13 December 1999, Заявление Государственной Думы. Об итогах встречи в Стамбуле глав государств и правительств государств-участников Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
9. Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Молдова от 19 ноября 2001 г. //Бюллетень международных договоров РФ. 2002. № 10.
10. Меморандум об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем от 8 мая 1997 г.
11. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе 18-19 ноября 1999 г., Декларация Стамбульского саммита. //SUM. DOC/2/99.
12. Российско-Украинско-Молдавская встреча на высшем уровне. //Дипломатический вестник МИД РФ. 2002. № 4.
13. Меморандум Козака /Regnum [Электронный ресурс] - Электр.Дан. - М., 2006. - режим доступа: http://www.regnum.ru /news/458547.html, свободный.
14. Соглашение о Группах военных наблюдателей и Коллективных силах по поддержанию мира в СНГ от 20 марта 1992 г.
15. Соглашение о коллективных миротворческих силах и совместных мерах по их материальнотехническому обеспечению от 24 сентября 1993 г.
16. Кишинёвские новости. - 2001. - 6 июля.
17. Российская газета.-2009.-19 марта.
18. Российская газета.-2009.-19 марта.
19. Бабилунга Н.В., Бомешко Б.Г. Приднестровский конфликт: исторические, демографические, политические аспекты. Тирасполь, 1998.
Рецензия
на статью Цукановой О.В. «Роль России в процессе урегулирования молдово-приднестровского конфликта».
Научная новизна данной статьи заключается в том, что впервые рассматривается вопрос о роли России в процессе урегулирования молдово-приднестровского конфликта в качестве посредника в ходе выработки и заключения соответствующих соглашений и гаранта обеспечения их соблюдения. Акцентируется внимание на признании ОБСЕ России как главного стабилизатора этого процесса, стремящегося к воссозданию единого молдавского государства с равными политическими возможностями для Приднестровья.
Актуальность темы статьи. Молдово-приднестровский конфликт является одним из первых конфликтов на постсоветском пространстве, который до сих пор остается не урегулированным и в данное время находится в состоянии «замороженности». Россия на протяжении почти двух десятилетий активно участвует в процессе его урегулирования. Открытая фаза противостояния в 1992 году была остановлена благодаря присутствию 14-й российской армии. Затем Россия инициировала международный процесс урегулирования конфликта, в котором выступала в качестве основного посредника и гаранта. В настоящее время Россия продолжает вести активные действия в переговорном процессе, о чем свидетельствует предложение президента РФ Д.А. Медведева о создании при ОБСЕ комитета по урегулированию подобных этнопо-литических конфликтов и приглашение к этому процессу более широкого круга членов ЕС.
Практическая значимость. На опыте регулирования молдово-приднестровского конфликта возможно создание надежного механизма предотвращения или ликвидации других этнополитических конфликтов, о чем свидетельствует многолетний опыт РФ, выступающей в качестве посредника и гаранта в процессе его урегулирования.
Настоящая статья не содержит плагиата, рекомендуется к опубликованию в журнале «Пробелы в российском законодательстве».
Доктор юридических наук, профессор Мулукаев Р.С.