10.11. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗЕМСКИХ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ В КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
Галиева Гельнар Вагизовна. Должность: ассистент кафедры теории и истории государства и права. Место работы: Чебоксарский кооперативный институт, Российский университет кооперации. E-mail: gul-chi_g@mail.ru
Аннотация: Статья посвящена анализу деятельности органов земского самоуправления Казанской губернии в области образования и просвещения населения в начале ХХ века. Рассматриваются вопросы финансирования учреждений образования, организация деятельности народных школ и других учебных заведений.
Ключевые слова: земства, Казанская губерния, народные школы, библиотеки, учительские курсы.
SELF-GOVERNING ZEMSTVO BODIES ACTIVITIES IN THE SPHERE OF EDUCATION AND CULTURE IN KAZAN PROVINCE AT THE EARLY OFXX CENTURY
Galieva Gelnar Vagizovna. Position: assistant at theory and history of state and law chair. Place of employment: Cheboksary Cooperative Institute Branch of Russian University Cooperation. E-mail: gulchi_g@mail.ru
Annotation: The article is devoted to analysis of the activities of Kazan province self-governing Zemstvo bodies in the sphere of public education and culture at the early of XX century. Moreover, the article considers the matters of educational institutions financing, public schools and other educational establishments’ activities organizing. Keywords: zemstvo, Kazan province, public schools, libraries, teachers’ courses.
Народное образование и просвещение являлось важной сферой деятельности органов земского самоуправления. Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1890 г. возлагало на земства «попечение о развитии средств народного образования и установленное законом участие в заведовании содержимыми за счет земства школами». Земства активно участвовали в содержании начальных народных училищ своего уезда (покупка учебных принадлежностей, оборудование новых школ, создание и пополнение школьных и учительских библиотек и т.п.), оплачивали труд учителей, открывали специальные учебные заведения, дотировали строительство школьных зданий. Следует отметить, что земства не участвовали в управлении учебным процессом - этим занимались уездные училищные советы и инспекторы народных училищ, которые хоть и представляли годовые отчеты перед очередными земскими собраниями, но этим собраниям не подчинялись.
Главными целями земского образования стали развивающее обучение детей, достижение всеобщей грамотности и доступности начальной школы для всех слоев населения, расширение системы народных школ. Организация учебно-воспитательного процесса предусматривала доминирование общественных интересов и народных традиций, воспитание нравственных качеств личности, способствующих формированию в России гражданского общества. Всей своей деятельностью общественная народная школа,
способствовала превращению бывших крепостных крестьян в свободных граждан государства.
Организация народного просвещения требовала значительных ассигнований, Из 220 млн. руб., составлявших бюджет всех земств России в 1912г., 66 млн. руб. расходовалось на нужды начального народного образования1. В 1913 г. ассигнования Казанского земства по этой статье расходов составляли около 29,2%2. В годы войны финансирование Казанским земством учебно-воспитательного процесса не изменилось и составляло в среднем 29% бюджета. Наибольшее количество средств вкладывалось в эту сферу Царевококшайским, Козмодемьянским, Чистопольским, Свияжским, Лаишевским, Мамадышским и Ядринским уездными земствами - от 38% до 45% бюджета, что обусловливалось затратами по введению всеобщего обучения.
Табл.1. Расходы земств Казанской губернии на народное образование в начале XX века ( тыс. руб)3
Год 1902 1913 1914 1915 1916
Народное образование 430,8 1460 1706,7 1682,1 1738,6
Бюджет 2395.6 4988 6025,7 5794.6 6675.9
На рубеже 1910-х гг. деятельность местных органов самоуправления была направлена на создание условий для обучения всех детей школьного возраста. В основу школьной сети Казанской губернии, разработанной земскими специалистами, было положено начальное народное училище Министерства народного просвещения с продолжительностью обучения 2-3 года и радиусом территории, обслуживаемой школой, в 3 версты. В среднем по губернии одна земская школа обслуживала площадь в 80,6 кв. верст, на которой проживали 320 детей школьного возраста, из них 16% обучались в средних и земских начальных учебных за-ведениях4. По своему социальному составу начальная школа была крестьянской. Статистические данные свидетельствуют, что 96,6% всех учеников этих учебных заведений были крестьяне. В земских начальных училищах получали образование 49% всех учащихся5.
В дальнейшем в связи с увеличением количества детей школьного возраста и ряда других факторов происходит частичный пересмотр качественных характеристик школьной сети в сторону их улучшения. В Казанском уезде всеобщее обучение было введено с 1 сентября 1909г. В четырех уездах губернии - Козмо-демьянском, Мамадышском, Свияжском и Чистопольском - при выделении государственных субсидий планировалось достичь всеобщего обучения к 1917 г., в двух - Тетюшском и Цивильском - к 1919 г., и в трех Лаишевском, Спасском и Чебоксарском - к 1920 г.
Таким образом, основной заслугой земства стало создание земской общественной школы как негосударственного образовательного учреждения, выражающего потребности крестьянского населения и учитывающего в своей деятельности общегосударственные интересы.
Однако, несмотря на успехи земства на ниве образования, общий культурно-образовательный уровень населения повышался медленно. В 1911 г. отношение числа окончивших земскую школу Казанской губернии
1 Казанская газета. - 1914. - №2. - С.3.
2 Земское дело. - 1914. - №3. - С.180.
3 Низамова М.С. Казанское земство в конце XIX - начале XX вв.: Местное самоуправление и земское общественное движение. -Казань. 2003. - С. 79.
4 Железнякова Ю.Е. Земская школа Казанской губернии: 1865 -1917 гг.: Автороеф. дис. ... канд. ист. наук. - Казань, 2оо2. -С. 11-12
5 Железнякова Ю.Е. Указ.соч. Приложение, табл.8.
3'2010
Пробелы в российском законодательстве
к числу учившихся составило 10,7%6. Большое количество детей выбывало из школы, не окончив курс обучения потому, что были обречены на тяжелый труд вместе с родителями. «Родители не побуждают учиться, а нередко и сами отвлекают от учебы. Материальная нужда заставляет гоняться за заработком, и родители охотно меняют занятия ученика в школе на учение какому-нибудь мастерству, на должность или другие занятия, могущие доставить материальную вы-году»7.
Слабой стороной школы являлась ее отдаленность от жизни местного населения - иными словами, неполнота учебно-воспитательного процесса, который в соответствии с политикой Министерства народного просвещения ограничивался лишь рамками классной работы. «При существующей постановке школьного дела вся деятельность школы ограничивается четырьмя годами учебного курса и сводится к строгому прохождению установленной программы, а на воспитание школьников и общее их развитие почти не уделяется времени»8.
Большое негативное воздействие оказывала действующая, но уже устаревшая учебная программа народных училищ (изданная в 1897 году), которая не удовлетворяла возрастающим культурным потребностям крестьянского населения. «Для населения деятельность школы представляется лишь в виде обучения детей чтению, письму и счету, которые усваиваются детьми с первого же года, почему и принято, что раз научился читать и писать, то весь курс школы - 4 года и проходить не к чему и в школу ходить незачем»9.
Подготовка к реформе земской школы в губернии началась в 1915 -1916гг. с разработки территориальной сети высших начальных училищ с шестилетним курсом обучения как второй ступени земской общеобразовательной школы, но сложности военного времени помешали ее реализации.
Еще в 1900-е гг. земства, начали создавать высшие начальные училища с шестилетним курсом обучения (вторая ступень земской общеобразовательной школы). Это был новый для России тип учебных заведений. А с 1912 г. эта работа рассматривалась уже не как опыт, а как необходимое условие правильной постановки школьного дела. К 1913 г. земства содержали свыше 1800 двухклассных народных училищ, в их числе было «около 1500 с пятилетним курсом, остальные с 6-летним». В 1915 г. стимулирование развития этих учебных заведений взяло на себя Министерство народного просвещения, которое выступило с инициативой «развить по империи сеть высших начальных училищ с периодом осуществления сети в 10 лет». В целом по России к 1917 г. общее количество всех
10
высших начальных училищ увеличилось в 2,5 раза .
В 1916 г. при губернской управе был организован отдел по народному образованию. До этого момента консолидирующего земского исполнительного органа в сфере народного образования на губернском уровне не существовало, а вся работа в области образования проводилась отделами при уездных управах.
В условиях нарастающего политического и социально-экономического кризиса (осень 1916 года) земской
6 Железнякова Ю.Е. Указ.соч. Приложение, табл.5.
7 Национальный архив Республики Татарстан (далее - НАРТ). ф.242, оп.1, д.1979, л.3.
8 НАРТ. ф.242, оп.1, д.1979, л.5.
9 НАРТ. ф.81, оп.1, д.269, л.39.
10 Абрамов В.Ф. Земство, народное образование, просвещение.
/ Вопросы истории - М., 1998 - №8.-С.50.
консервативно-либеральной общественностью вновь поднимается вопрос об учебно-воспитательной функции общеобразовательного процесса и о повышении уровня профессиональной подготовки преподавательского состава земских школ. Цивильское уездное земство, в течение длительного времени действующее в сфере повышения культурного уровня учителей начальной школы, предложило губернскому земству организовать общегубернские учительские курсы.
В сентябре 1916 года было созвано совместное совещание представителей казанского земства и чиновников учебного округа. В постановлениях совещания провозглашались новые формы и методы работы губернского земства с преподавательским составом начальных школ, и модернизированные задачи народного образования «Главная задача школы в просвещении, а не формальном обучении».
В конце 1916 года, 52-ое очередное губернское собрание приняло решение об организации межуездных общеобразовательных и педагогических курсов (летних школ) для переподготовки учителей начальной школы, организации районных совещаний преподавательского состава начальных земских школ для их консолидации и обмена опытом, а так же создания специализированных уездных учительских библиотек.
С момента открытия в конце XIX в. в Казани Художественного училища и Соединенного промышленного училища губернское земство участвовало в их содержании, выделяя крупные средства на пособия малоимущим учащимся - «детям земских плательщиков». Кроме того, губернское и уездные земства оказывали финансовую поддержку профессиональноремесленным учебным заведениям (низшим ремесленным и сельскохозяйственно-ремесленным школам, ремесленным отделениям и кассам и т.д.) находящимся в ведении Министерства народного просвещения.
Много внимания земства уделяли библиотечному делу, народным чтениям, курсам и кружкам самообразования. Земская библиотечная деятельность включала в себя развитие публичных (платных) библиотек и специальных библиотек для земских служащих, открытие учительских центральных библиотек при уездных училищах, а при школьных библиотеках - специальных учебных отделов для учителей и организацию бесплатных народных библиотек и читален.
Публичные библиотеки открывались преимущественно в городах на совместные средства земств и городов. К 1911 г. земства содержали в городах 142 публичные библиотеки; к февралю 1917 г. они стали появляться в крупных селах. Что касается библиотек для земских служащих, то, по данным календаря-справочника земского деятеля на 1917г., такие библиотеки имелись почти во всех уездных и губернских земствах. В 90-е гг. XIX в. существовало три типа специальных библиотек для земских служащих: центральные, отраслевые и районные (участковые). Наибольшее распространение получили отраслевые и районные библиотечки, библиотечки для учителей, врачей, агрономов ветеринаров и статистиков.
В Свияжеском уезде Казанской губернии, кроме 40 школьных библиотек, земством учреждены особые сельские библиотеки для взрослого крестьянского населения, на эти библиотеки земство ассигновало 220 руб. ежегодно в течение 10 лет11.
11 Орехов А.Н. Земские школы Казанской губернии. - СПб, 1916. - С. 45.
С появлением большого количества земских школ снабжение учителей необходимой литературой было затруднено. Поэтому земства приступают к созданию районных учительских библиотек, прикрепленных к земской школе. Многие учителя, работая в сельской местности, успешно повышали свой образовательный уровень за счет учительских библиотек.
Наиболее важным направлением земской библиотечной деятельности стало создание бесплатных народных библиотек и народных читален для взрослого населения.
Деятельность земств в сфере образования и просвещения имела огромное значение. Им принадлежит несомненная заслуга в развитии отечественного образования, распространении грамотности, демократизации всей системы народного просвещения. Земская школа и другие земские просветительные учреждения принесли большую, значительную пользу делу народного образования.
Список литературы:
1. Земское дело. - 1914. - №3. - С.180.
2. Казанская газета. - 1914. - №2. - С.3.
3. Абрамов В.Ф. Земство, народное образование, просвещение. / Вопросы истории - М., 1998 - №8.-С.50.
4. Железнякова Ю.Е. Земская школа Казанской губернии: 1865 - 1917 гг.: Автороеф. дис. ... канд. ист. наук. - Казань, 2002. -С. 11-12
5. Национальный архив Республики Татарстан . ф.242, оп.1, д.1979.
6. Национальный архив Республики Татарстан. ф.81, оп.1, д.269.
7. Низамова М.С. Казанское земство в конце XIX -начале XX вв.: Местное самоуправление и земское общественное движение. - Казань. 2003. - С. 79.
8. Орехов А.Н. Земские школы Казанской губернии. -СПб, 1916. - С. 45.
Рецензия
Представленная на рецензирование научная статья Г.В. Галиевой выполнена на актуальную тему, поскольку в последнее время можно наблюдать дискуссии по данному вопросу. Народное образование и просвещение являлось важной сферой деятельности органов земского самоуправления. Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1890 г. возлагало на земства «попечение о развитии средств народного образования и установленное законом участие в заведовании содержимыми за счет земства школами».
Несомненным достоинством настоящего исследования является последовательность изложения мыслей, позволяющая автору раскрыть тему в полном объеме. Автором творчески использованы нормативные правовые акты и научная литература, умелая опора на них в процессе раскрытия темы говорит о внимательном отношении к процессу исследования. Работа отличается самостоятельным подходом исследования к формулировке основных положений, выводов и рекомендаций.
Научная статья Г.В. Галиевой на тему «Деятельность земских органов самоуправления в сфере образования и просвещения в Казанской губернии в начале ХХ века» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.
Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации Н.И. Петренко