Асмандиярова Н.Р. Улимаев Р.Ю.
10.КРИМИНОЛОГИЯ, БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ, НОТАРИАТ
10.1. ПОСЛЕДСТВИЯ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Асмандиярова Наиля Римовна, к.ю.н., ст. преподаватель кафедры криминологии и психологии Уфимского юридического института МВД
Улимаев Радик Юрикович, к.ю.н., ст. преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России Контакты автора: [email protected] [email protected]
Аннотация. В данной статье раскрываются негативные последствия, вызываемые незаконной миграцией. Выделяются три сферы, подвергающиеся наибольшему воздействию со стороны незаконной миграции. Это сферы экономической, эпидемиологической и общественной безопасности страны. Предлагаются пути устранения выявленных негативных последствий от незаконной миграции.
Ключевые слова: незаконная миграция, мигрант, нелегальный труд, эпидемиологическая безопасность, миграционная преступность, федеральная миграционная служба
THE CONSEQUENCES OF ILLEGAL MIGRATION AND THE WAYS OF THEIR OVERCOMING
Asmandiyarova Nailya Rimovna, the candidate of jurisprudence. A post: the senior teacher of the department of criminology and psychology. A work place: the Ufa Law institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the lieutenant colonel of militia
Ulimaev Radik Yurikovich, the candidate of jurisprudence. A post: the senior teacher of the department of civil law. A work place: the Ufa Law institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the lieutenant colonel of militia
Annotation: The article touches upon the problems of illegal migration and the negative consequences of it. Illegal migration influences economic, epidemic and social spheres of the security of the country. The article offers the ways of fighting with the negative consequences of illegal migration.
Keywords: illegal migration, migrant, illegal labour, epidemic security, migration crime, federal migration service
По прогнозам российских демографов население России к 2050 г. составит от 71,4 до 111,7 млн человек1. В соответствии с последним прогнозом ООН к середине нашего столетия в России останется 101,5 млн жителей2. Демографический кризис в нашей стране сопровождается старением населения, который ухудшает его качественный состав.
1 См.: Глущенко Г.И., Пономарев В.А. Миграция и развитие / Г.И. Глущенко, В.А. Пономарев - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. - С.341.
2 См.: Переведенцев В.И. Демографические перспективы России //Социологические исследования. - 2007. - № 12. - С. 63, 69.
Осознание остроты проблемы привело к принятию концепции демографической политики российской федерации на период до 2025 года3. В соответствии с концепцией должны быть созданы условия для роста продолжительности и качества жизни людей, сохранения и укрепления здоровья населения, увеличения продолжительности активной жизни, повышения уровня рождаемости, Формирования мотивации к рождению и воспитанию детей, укрепления основ современной семьи, проведение эффективной миграционной политики.
Принятие мер по стимулированию рождаемости принесли свои плоды. число новорожденных в стране действительно увеличилось. произошло это благодаря «фактору, который был заложен 20 лет назад»4. именно многолюдное поколение 1980-х годов сейчас отличается наибольшим коэффициентов
рождаемости.
Необходимо отметить еще один важный момент, что в течение 20-летнего периода произошло почти двукратное сокращение количества девочек в группах 0-4 и 5-9 лет, что через несколько лет приведет к уменьшению числа потенциальных молодых матерей и снова обострит проблему воспроизводства населения5.
Убыль трудоспособного населения прогнозируется до середины века. к 2050 г. число пенсионеров и лиц в трудоспособном возрасте может сравняться. эти изменения приведут к крушению пенсионной системы. это грозит экономическим спадом, социальной дестабилизацией, обострением политической обстановки за счет снижения уровня жизни, особенно для социально незащищенных групп, резкого повышения пенсионного возраста, удлинения рабочего дня, увеличения налогов, снижения пенсий и других негативных последствий.
Сегодня является общепризнанным утверждение, что для будущего экономического и социального развития России миграция призвана играть важную роль. в ближайшие несколько десятилетий она будет компенсировать убыль населения в рабочих возрастах, способствовать смягчению территориальных диспропорций в распределении населения и обеспечению пространственного развития страны.
По данным федеральной миграционной службы России (ФМС России) сейчас в России 6 миллионов 800 тысяч мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья. И находятся они здесь на законных основаниях. Но 3 миллиона 700 тысяч из них трудятся нелегально6. И это приводит к негативным последствиям для России.
Согласно расчетам Министерства внутренних дел России (МВД России), мигранты ежегодно вывозят 13
3 См.: «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 //Собрание Законодательства РФ от 15 октября 2007г. № 42, ст. 5009.
4 См.: Соколин В. Соколин пересчитал детей перестройки //Российская газета № 4465 от 13 сентября 2007 г.
5 См.: Глущенко Г.И., Пономарев В.А. Миграция и развитие /Г.И. Глущенко, В.А. Пономарев - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. - С.343.
6 Об этом заявил глава Федеральной миграционной службы
страны Константин Ромодановский [Электронный ресурс] - Ре-
жим доступа: (http://mirtv.ru).
- 15 млрд не облагаемых налогами долларов (в среднем - 375 млрд рублей)7, нанося огромный ущерб экономике нашей страны. Они часто привлекаются на неквалифицированную работу за скромное вознаграждение. Работодатели при этом, сохраняя низкооплачиваемые, неэффективные рабочие места, не стимулируют внедрение новой техники и технологий, и не способствуют повышению уровня производительности труда в российской экономике.
Угроза эпидемиологической безопасности России создается путем переноса мигрантами вирусных и инфекционных заболеваний на ее территорию. Так, среди 28265 иностранных граждан и лиц без гражданства, прошедших медицинское освидетельствование в Санкт-Петербурге в 2008 году, выявлено больных ВИЧ-инфекцией - 37 человек; туберкулезом - 65 человек; инфекциями, передающимися половым путем -103 человека; наркоманией - 142 человека. В Ленинградской области среди 16 013 иностранных граждан, прошедших медицинское освидетельствование в 2008 году, выявлено больных ВИЧ-инфекцией - 20 человек; туберкулезом - 70 человек; инфекциями, передающимися половым путем - 29 человек8.
Не секрет, что мигранты с такими заболеваниями работают в сфере общественного питания, детских садах и школах. Ключевой проблемой прибытия мигрантов является их уклонение от прохождения медосмотра. Не редкий случай, когда сам факт прохождения медицинского осмотра носит формальный характер. Мигранту достаточно внести соответствующую плату и получить необходимые медицинские справки. Не всегда мигранты подвергаются тщательному медицинскому осмотру.
В Москве в родильных домах вынужденно расширяются инфекционные отделения, куда принимают экстренных рожениц при отсутствии надлежащих документов - страхового свидетельства, регистрации, родовых сертификатов и т.д. В большинстве случаев это женщины - трудовые мигранты или жены трудовых мигрантов из СНГ. Если в 90-е годы для их обслуживания хватало двух-трех мест, то теперь нужны целые палаты. Нередко роженицы - трудовые мигранты через свои диаспоры предоставляют информацию другим женщинам о расположении тех роддомов, где они получали помощь, и эти роддома становятся местом постоянных посещений экстренных рожениц той ли иной национальности9.
В Республике Башкортостан за 8 месяцев 2010 года аннулировано 2530 (+1755) разрешений на трудовую деятельность (в том числе 426 - за непредставление иностранными гражданами в установленные сроки медицинских документов). По состоянию на 1 января 2010 года из медицинских учреждений Республики Башкортостан в отдел иммиграционного контроля (ОИК) Управления федеральной миграционной службы России по Республике Башкортостан (УФМС России по РБ) поступили уведомления о выявлении у 90 иностранных граждан опасных заболеваний. Из них добровольно выехали за пределы РФ 47 иностранных граждан, в отношении остальных иностранных граж-
7 См.: Кузнецова Ф. Криминология /Ф. Кузнецова //Учебное пособие. Проспект. - Москва. - 2010. - С. 58.
8 См.: В Петербурге откроют медицинский центр для мигрантов [Электронный ресурс] Официальный сайт Федеральной миграционной службы России: http: //www.fms.gov.ru
9 См.: Малышева М.А. Трудовая миграция в странах СНГ: ключевые проблемы гендерного неравенства //Миграционное право. - 2008. - № 3.
дан направлено распоряжение в территориальные подразделения УФМС для принятия решения о добровольном выезде за территорию РФ или для подготовки необходимых документов на оформление нежелательности пребывания в Российской Федерации. За восемь месяцев 2010 года поступили соответствующие уведомления в ОИК УФМС России по РБ о выявлении у 11 иностранных граждан опасных заболеваний. Из них добровольно выехали за пределы РФ 7 10
иностранных граждан .
С целью наведения порядка с выдачей разрешений на трудовую деятельность и создания нормальной системы прохождения медосмотров необходимо проведение проверок подлинности всех медицинских справок и разработать новые схемы контроля их вы-дачей11.
Помимо вышерассмотренных негативных последствий незаконная миграция выступает средой для формирования криминальных сообществ, занимающихся распространением наркотиков и другими видами криминального бизнеса.
Анализ преступности мигрантов в Республике Башкортостан свидетельствует о том, что с 2007 года наблюдается увеличение количества совершенных иностранцами преступных посягательств. Так, за 2007 год с участием иностранных граждан зарегистрировано -439 преступлений, за 2008 год - 461, за 2009 год - 641 преступление, за 8 месяцев 2010 года - 208 преступлений. Не смотря на то, что в текущем году совершено на 55,3% (или 257 преступлений) меньше, чем за аналогичный период прошлого года, необходимо отметить увеличения количества совершаемых иностранными гражданами таких преступлений как угроза убийством или причинение тяжкого вреда здоровью (ст.119 УК РФ) (+2), дача взятки (ст.291 УК РФ) (+4), контрабанда (ст.188 УК РФ) (+ 1), оскорбление представителя власти (ст.319 УК РФ) (+2), умышленное уничтожение или повреждение имущества (ст.167) (+2), изнасилование (ст.131 УК РФ) (+ 1), половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16го возраста (ст.134 УК РФ) (+ 1), развратные действия (ст.135 УК РФ) (+ 1). За 8 месяцев текущего года на территории республики в отношении иностранцев совершено 58 (+2 или +3,6%) преступных посяга-
тельств12.
Основным фактором миграционной преступности являются особенности рынка труда. Он ориентирован на массовое использование нелегального труда мигрантов из-за рубежа, обеспечивающего сверхдоходы для работодателей. Невозможность найти легальные источники доходов толкает многих из них сочетать поиск работы с совершением корыстных преступлений. Также любое снижение спроса на нелегальный труд ведет к росту преступности среди иностранцев13.
10 См.: Официальный сайт Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Башкортостан: http: //www.fmsrb.ru (дата обращения 10.09.2010г.)
11 См.: По данным Петербургского «Единого центра документов» (ЕЦД) в 2010 году в Санкт-Петербурге открывается медицинский центр площадью 1300 кв.м. - здесь будут оказываться услуги в области внешней трудовой миграции. Об этом сообщил корреспонденту «Балтинфо» Вячеслав Мартынов, гендиректор одного из петербургских предприятий, на территории которого располагается ЕЦД [Электронный ресурс] - Режим доступа: (http://www.baltinfo.ru)
12 См.: Официальный сайт МВД по Республике Башкортостан: http://www.mvdrb.ru/ (дата обращения 21.10.2010г.)
13 Антонов - Романовский В.Г. Преступность мигрантов в период кризиса. Уроки истории //Миграционное право. - 2009. - № 1.
Асмандиярова Н.Р. Улимаев Р.Ю.
За 2,5 года кризиса количество мигрантов, приехавших в Россию, уменьшилось на 15 процентов. По данным ФМС России, в прошлом году поток миграции в Россию составил около 17 миллионов человек, тогда как до кризиса этот показатель достигал 20 миллионов. Также за период кризиса более 2 миллионов иностранных граждан, зарегистрированных на территории России, лишились работы 4 Учитывая особенности кризисного периода, можем предположить, что если даже уровень миграционной преступности в последующем не будет увеличиваться, то ее общественная опасность возрастет за счет увеличения в ней доли тяжких и особо тяжких, корыстных и корыстнонасильственных преступлений.
Решению обозначенных проблем направлен подписанный Президентом России, Дмитрием Медведевым, Федеральный закон от 19 мая 2010 года № 86 «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 5, в котором введены специальные патенты для трудовых мигрантов и льготы для высококвалифицированных специалистов из-за рубежа. К примеру, разрешение на работу им выдается сразу на срок до 3 лет, в отношении налогов иностранец приравнен к россиянину (их размер составляет 13%, а не 30%, как для «обычного» мигранта), кроме того, высококвалифицированный специалист и члены его семьи имеют право оформить вид на жительство в России. Обязательным условием для получения работы иностранным гражданам необходимо будет пройти процедуру дактилоскопии.
А для облегчения и ускорения процесса возвращения мигрантов из России на родину, был принят Федеральный закон РФ от 23 июля 2010 года № 180-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии»16. Внесенные в закон «О персональных данных»17 дополнения позволят обрабатывать персональные данные лица, подлежащего реадмиссии, без его согласия. До этого времени обработка персональных данных могла осуществляться только с согласия самого человека.
Как отмечают авторы закона, практика реализации международных договоров о реадмиссии показывает, что в подавляющем большинстве случаев лица, подлежащие реадмиссии, не выражают желания вернуться на территорию запрашиваемого государства и всячески уклоняются от сотрудничества с миграционными органами. Поэтому получение согласия таких лиц на обработку их персональных данных в практической
14 Тюркин М. Заявление заместителя директора Федеральной миграционной службы России (ФМС России) [Электронный ресурс] - Режим доступа: ИТАР-ТАСС
15 См.: Федеральный закон РФ от 19 мая 2010 года № 86 «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» //Собрание Законодательства РФ от 25 мая 2010г. № 21, ст. 2524.
16 См.: Федеральный закон РФ от 23 июля 2010 года № 180-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии» //Собрание Законодательства РФ от 26 июля 2010г. № 21, ст. 4011.
17 Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О
персональных данных» //Собрание Законодательства РФ от 31 июля 2006г. № 31 (ч.1), ст. 3451.
работе весьма затруднительно. Таким образом дополнения в закон «О персональных данных» помогут «повысить эффективность выполнения международных договоров Российской Федерации о реадмиссии»18.
В целях урегулирования миграционных процессов усилия посылающих и принимающих стран должны быть направлены на то, чтобы миграция стала адаптивной стратегией или механизмом позитивных социальных изменений для трудовых мигрантов в целом.
Необходимо развивать специализированную систему сервисов по профессиональному обучению трудовых мигрантов и расширению сфер их занятости, ставить перед миграционными властями и работодателями отдельную задачу по формированию квот на рабочие места для мигрантов, расширять услуги по оказанию им правовой и институциональной поддержки, собирать полную информацию о составе семей мигрантов, уделяя особое внимание соблюдению прав детей.
Список литературы:
1. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 1351 от 9 октября 2007 г. [Текст] //Собрание Законодательства РФ от 15 октября 2007г. № 42, ст. 5009.
2. Федеральный закон РФ от 25 июля 2002 года № 155-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [Текст] //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 30. - Ст. 3032.
3. Федеральный закон РФ от 19 мая 2010 года № 86 «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Текст] //Собрание Законодательства РФ от 25 мая 2010г. № 21, ст. 2524.
4. Федеральный закон РФ от 03 марта 2007 года № 26-ФЗ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии» [Текст] //Собрание Законодательства РФ от 05 марта 2007г. № 10, ст. 1153.
5. Федеральный закон РФ от 23 июля 2010 года № 180-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии» [Текст] //Собрание Законодательства РФ от 26 июля 2010г. № 21, ст. 4011.
6. Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» [Текст] //Собрание Законодательства РФ от 31 июля 2006г. № 31 (ч.1), ст. 3451.
7. Глущенко Г.И., Пономарев В.А. Миграция и развитие [Текст] / Г.И. Глущенко, В.А. Пономарев - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. - С. 341-343.
8. Кузнецова Ф. Криминология [Текст] /Ф.Кузнецова //Учебное пособие. Проспект. - Москва. - 2010. - С. 58.
9. Антонов - Романовский В.Г. Преступность мигрантов в период кризиса. Уроки истории [Текст] /В.Г. Антонов - Романовский //Миграционное право. - 2009. - № 1.
10. Малышева М.А. Трудовая миграция в странах СНГ: ключевые проблемы гендерного неравенства [Текст] /М.А. Малышева //Миграционное право. - 2008. - № 3.
11. Переведенцев В.И. Демографические перспективы России [Текст] /В.И. Переведенцев //Социологические исследования. - 2007. - № 12. - С. 63, 69.
12. Соколин В. Соколин пересчитал детей перестройки [Текст] /В. Соколин //Российская газета № 4465 от 13 сентября 2007 г.
18 См.: Возвращать мигрантов из России на родину станет проще - Госдума [Электронный ресурс] - Режим доступа: (http://www.pravo.ru)
13. Об этом заявил глава Федеральной миграционной службы страны Константин Ромодановский [Электронный ресурс] - Режим доступа: (http://mirtv.ru).
14. В Петербурге откроют медицинский центр для мигрантов [Электронный ресурс] Официальный сайт Федеральной миграционной службы России: http: //www.fms.gov.ru
15. Официальный сайт Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Башкортостан: http://www.fmsrb.ru (дата обращения 10.09.2010г.)
16. Мартынов В. По данным Петербургского «Единого центра документов» (ЕЦД) [Электронный ресурс] - Режим доступа: (http://www.baltinfo.ru)
17. Официальный сайт МВД по Республике Башкортостан: http://www.mvdrb.ru/ (дата обращения 21.10.2010г.)
18. Тюркин М. Заявление первого заместителя директора Федеральной миграционной службы (ФМС) [Электронный ресурс] - Режим доступа: ИТАР-ТАСС
19. Возвращать мигрантов из России на родину станет проще - Госдума [Электронный ресурс] - Режим доступа: (http://www.pravo.ru)
РЕЦЕНЗИЯ
Статья Асмандияровой Н.Р. и Улимаева Р.Ю. написана на актуальную тему, в которой раскрываются негативные последствия такого явления как незаконная миграция. Авторы обоснованно обратили внимание на три сферы, подвергающиеся наибольшему воздействию со стороны незаконной миграции. Это сферы экономической, эпидемиологической и общественной безопасности страны.
При рассмотрении негативных последствий в экономической сфере, вызываемых незаконной миграцией, авторами выделены, во-первых, переводы и вывоз мигрантами заработанных денег из России на родину. Приводимые официальные цифры актуализируют обозначенную проблему. Во-вторых, это сверхприбыли работодателей от эксплуатации «дешевой» рабочей силы (мигрантов), особенно занятых в сферах неквалифицированного труда.
Что касается эпидемиологической безопасности, то здесь авторами статьи приводятся статистические данные, свидетельствующие о реальности угрозы для здоровья россиян со стороны мигрантов, переносящих вирусные и инфекционные заболевания из ближнего и дальнего зарубежья на территорию России. Обозначена проблема обеспечения выезда указанной категории мигрантов за пределы России.
На примере анализа преступности мигрантов в Республике Башкортостан и основываясь на общероссийских данных, авторы приходят к выводу о росте правонарушений и преступлений, совершаемых мигрантами на территории России за последние годы. Выделяется основной фактор миграционной преступности. Отмечаются особенности влияния кризисного периода в мире на миграционную преступность.
В качестве вывода авторы выражают свою надежду на устранение выявленных и недопущение новых негативных последствий от миграции путем реализации недавно принятых федеральных законов. Они стимулируют приезд в Россию высококвалифицированных специалистов из-за рубежа, с одной стороны, и обеспечивают организованный выезд мигрантов, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания в Российской Федерации, с другой.
Исследуемые в данной работе проблемы являются актуальными, предлагаемые авторами мероприятия имеют научную и практическую значимость. Статья Н.Р. Асмандияровой и Улимаева Р.Ю, на тему: «Последствия незаконной миграции и пути их преодоле-
ния» соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода работам, и рекомендуется для публикации в открытой печати.
Профессор кафедры уголовного права
и уголовного процесса
фДо УЮИ МВД России,
д.юн. И. А. Биккинин