Научная статья на тему '1. Основы обеспечения безопасности органов предварительного расследования и ее современное состояние'

1. Основы обеспечения безопасности органов предварительного расследования и ее современное состояние Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
119
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / УГОЛОВНАЯ СИСТЕМА / BODIES OF PREINVESTIGATION / SECURITY PROVISION / CRIMINAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афанасьев А. Ю.

В данном разделе рассматриваются основы обеспечения безопасности органов предварительного расследования, а также описывается её современное состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

1. BASES OF SAFETY OF PREINVESTIGATION BODIES AND ITS MODERN CONDITION

This section deals with the basics of ensuring of security of the bodies of preinvestigation and describes its current state.

Текст научной работы на тему «1. Основы обеспечения безопасности органов предварительного расследования и ее современное состояние»

Юридические науки

№ 8-1. - 2016

УДК 34

1. ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ И ЕЕ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

А.Ю. Афанасьев, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия),

e-mail: [email protected]

Аннотация: В данном разделе рассматриваются основы обеспечения безопасности органов предварительного расследования, а также описывается её современное состояние.

Ключевые слова: органы предварительного расследования, обеспечение безопасности, уголовная система.

1. BASES OF SAFETY OF PREINVESTIGATION BODIES AND ITS MODERN CONDITION

Abstract. This section deals with the basics of ensuring of security of the bodies of preinvestigation and describes its current state.

Keywords: bodies of preinvestigation, security provision, criminal system.

На протяжении многих столетий всё человечество беспокоит вопрос о смысле жизни. Деятели науки, в том числе философы, определяют смысл жизни как продолжение человеческого рода и создание условий для жизнедеятельности. Изучение исторических фактов дает возможность говорит о том, что желание обезопасить себя и близких является движущей потребностью во все времена. Это и стало причиной объединение наших предков в сообщества. Впоследствии действия, направленные к обеспечению собственной безопасности создали предпосылки для формирования силовых структур (таких как армия, полиция и многочисленных служб охраны, в том числе от стихийных бедствий), предопределило образование многих международных организаций (например, Совет Безопасности ООН). Непосредственно достижение указанной цели предопределяет необходимость и актуальность проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности людей, общества,

П v w

государств и человечества в целом. В качестве самой известной в мире организации, призванной обеспечивать безопасность существования всего населения Земли, выступает Организация Объединенных наций.

До недавнего времени безопасность являлась монополией для высшего политического руководства, в значительной степени закрытой для широкой научной общественности, что в свою очередь привело к слабой разработанности понятия «безопасность», которое на протяжении большого промежутка времени освещало лишь военные аспекты. Но даже в военных энциклопедических сборниках 70-80-х годов приводилась лишь трактовка отдельных прикладных военно-технических видов безопасности («безопасность плавания», «безопасность полетов», «безопасное удаление», и т.д.). «Большая советская энциклопедия» раскрывала понятие «безопасность международная», означавшая противодействие

внешним военным опасностям и угрозам, обходя внутренние. Что касается внутренних аспектов, то безопасность трактуется как «состояние, тенденции развития и условия жизнедеятельности социума: его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности с объективно обусловленными новшествами.

Формирование научного понятия безопасности с теоретической точки зрения является вопросом принципиальной важности, так как, во-первых, данное понятие должно отразить сущность данного явления и, во-вторых, корректно его сформулировать, выделить наиболее важные элементы содержательной части проблемы. Происходящие в среде научных работников, общественных и государственных деятелей, политиков дискуссии и обсуждения различных концепций и разработок по проблемам безопасности свидетельствуют о значительном разнообразии мнений, а также отсутствии завершенной методологической основы, стремлении подойти к решению проблемы порой лишь на основе зарубежного опыта, в основном американского, при игнорировании опыта и знаний собственной страны. На сегодняшний день широко применяется следующее понятие «безопасности» - это защищенность общества, личности, государства от опасности и угроз. По мнению ряда авторов, данное определение сужает смысл безопасности термином «защищенность». Фактически данное определение отрывает действие защиты от нападения. Защищать - значит оборонять кого-либо или что-либо, при этом принижаются и теряются важнейшие свойства и функции безопасности - превентивные действия обеспечения безопасности: таких как снижение, ослабление, устранение и предупреждение угрозы, опасностей.

Выделяют следующие наиболее существенные признаки безопасности:

Во-первых, под безопасностью большая часть авторов понимают состояние объекта опасности, потенциальной жертвы;

Во-вторых, весьма часто безопасность рассматривается как способность объекта, явления, процесса сохранить свою и сущность в условиях разрушающего, целенаправленного воздействия в самом объекте или извне, процессе, явлении;

В-третьих, безопасность - категория системная, построенная на принципах саморегуляции, устойчивости, целостности; безопасность должна защитить все эти свойства системы, так как разрушительное воздействие на хотя одно из этих свойств приведет к уничтожению системы в целом. Например, применение недостаточных мер безопасности или их некачественное халатное применение может привести к достаточно трагическим результатам;

В-четвертых, безопасность рассматривается как решающее условие жизнедеятельности личности, общества или государства в целом, что позволяет им умножать и сохранять их духовные и материальные ценности; В-пятых, безопасность в абсолютном своем выражении - отсутствие угроз и опасностей духовной и материальной сферы

п V V

В-шестых, угроза несущим элементом всех понятий выступает как реальный признак опасности. Причем угроза здесь приобретает качество сущностной характеристики. На основе раскрытия содержания безопасности и анализа всех подходов явствует, что угроза и борьба с ней являются сущностью безопасности.

В период советской России был принят очень важный документ, который закрепил правовые основы обеспечения безопасности общества и личности, а также предопределил систему безопасности и ее функции. Этим документом стал закон РФ от 5 марта 1992 года №2446-1 «О безопасности» [1], который также установил порядок организации финансиро-

вания органов обеспечения безопасности, а также надзора и контроля за законностью их деятельности. В статье 1 указанного закона перечислены основные объекты безопасности: личность - ее права и свободы; общество - его духовные и материальные ценности; государство - его суверенитет, конституционным строи и территориальная целостность. В законе были предусмотрены силы и средства для обеспечения безопасности. Указанным ФЗ утратил силу в связи с принятием ФЗ РФ от 28.12.2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» [1], которым не содержит определение понятия «безопасность».

Понятие «безопасность» с точки зрения принадлежности к уголовному, а также уголовно-процессуальному праву имеет следующее значение - это обеспечение государственном защиты лиц, осуществляющих предварительное расследование, при осуществлении ими своих профессиональных обязанностей, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность (жизнь, здоровье или имущество), в целях которой установлена система мер государственной защиты. В связи с принятием в 1995 году ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» [3] на федеральном уровне была закреплена защита следователей и лиц, осуществляющих дознание. Согласно российскому законодательству государственной защите подлежат не только судьи и должностные лица органов предварительного расследования, но также потерпевшие, свидетели и иные участники уголовного процесса в соответствии с ФЗ РФ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [2]. Меры безопасности, применяемые в отношении перечисленных выше лиц практически не отличаются. Различие только состоит: во-первых, в отношении судей или должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов конфиденциальность сведений обеспечивается одновременно с назначением на должность; во-вторых, в случае их гибели или причинения вреда здоровью, или их имуществу предусмотрены выплаты страховых сумм в установленном законом размере. В ряде стран СНГ не предусмотрена защита, а также отсутствует повышенная уголовная наказание за покушение на жизнь и здоровье лица, осуществляющего расследование уголовного дела, или воспрепятствование предварительному расследованию. Так Уголовный Кодекс Украины в статье 379 предусматривает повышенную уголовную ответственность исключительно за посягательство на жизнь судьи, народного или присяжного заседателя или их близких в связи с осуществлением правосудия, то есть к сфере уголовно-правовой охраны лица, осуществляющие предварительное расследование не относятся. Схожесть имеют нормы уголовного права Республики Казахстан, в статье 339, 340 и 341 предусмотрена повышенная уголовная ответственность за воспрепятствование производству предварительного расследования, за посягательство на жизнь или угрозу в связи с производством предварительного расследования.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что понятия «защита» и «безопасность» имеют прямое отношение к лицам, осуществляющим предварительное расследование, и являются необходимым, ключевым элементом гарантии независимости следователей и лиц, производящим дознание, признание их государством. Поэтому, необходимо также обратить внимание на оснащение средствами безопасности зданий и служебных кабинетов лиц, осуществляющих предварительное расследование.

№ 8-1. - 2016

Литература:

1. О безопасности: Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 03 января 2011 г. № 1. Ст. 2.

2. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: федеральный закон Российской Федерации от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. №34. ст. 3534. (с измен. от 28 декабря 2010 г.).

3. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: Федеральный закон Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 24 апреля 1995 г. № 17. Ст.1455. (с измен. от 07 февраля 2011 г.).

References:

1. O bezopasnosti: Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 28 dekabrja 2010 g. № 390-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 03 janvarja 2011 g. № 1. St. 2.

2. O gosudarstvennoj zashhite poterpevshih, svidetelej i inyh uchastnikov ugo-lovnogo sudoproizvodstva: federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 20 avgusta 2004 g. № 119-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2004. №34. st. 3534. (s izmen. ot 28 dekabrja

2010 g.).

3. O gosudarstvennoj zashhite sudej, dolzhnostnyh lic pravoohranitel'nyh i kontrolirujushhih organov: Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 20 aprelja 1995 g. № 45-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 24 aprelja 1995 g. № 17. St.1455. (s izmen. ot 07 fevralja

2011 g.).

— • — Сведения об авторе

Алексей Юрьевич Афанасьев, адъюнкт адъюнктуры, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия).

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.