ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН
Ильин Е.Е.
1.8. ПОПЫТКА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ СВОБОДЫ СОВЕСТИ
Ильин Егор Евгеньевич, аспирант. Место учебы: Академия Управления «ТИСБИ», кафедра «Международного и муниципального права». E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассматривается законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 12 октября 2009 года».
Предпринята попытка проанализировать и сравнить с действующим законодательством положения проекта, резко противоречащие Конституции РФ в области свободы совести и вероисповедания.
Ключевые слова: свобода совести, религиозная организация, миссионерская деятельность, законопроект, гражданские права и свободы, ограничение, Конституция России, Федеральный закон.
ATTEMPT OF LEGISLATIVE RESTRICTION OF THE RIGHTS AND FREEDOM OF CITIZENS IS IN THE FIELD OF A FREEDOM OF CONSCIENCE
Ilin Egor Evgenevich, postgraduate student. Place of study: TISBI Management academy, international and municipal law chair. E-mail: [email protected]
Annotation: In the article there is considered the bill “On Introduction of Changes and Amendments of Federal Law on Freedom of Conscience and Religious Associations and the Code of Administrative Offences of the Russian Federation” of October 12, 2009. There are analyzed and compared to the current legislation the positions of the project which are sharply contradicting the Constitution of the Russian Federation in the field of freedom of conscience and religion.
Key words: freedom of conscience, the religious organization, bill, missionary activity, the civil rights and freedom, restriction, The Constitution of Russia, The Federal law.
Понятно желание авторов внести некоторые изменения и дополнения в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года № 125 - ФЗ1 - найти законные меры для противодействия экстремистам, которые используют религиозную вывеску для, фактически, коммерческой или преступной деятельности. Однако законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» опубликованный на сайте Министерства юстиции РФ 12 октября 2009 года2 нельзя признать удачными. Рассмотрим некоторые тезисы:
п. 3 ст. 9 «Не могут быть учредителями, членами и участниками религиозной организации лица, осужденные по приговору суда за разжигание межнациональной и межрелигиозной розни или иные преступления экстремистского характера».
1 http://www.kodeks.ru/noframe/com-pus-FuiiLegRF?d&nd=904082 1&nh=0
2 www.minjust.ru
Крайне спорным это положение законопроекта представляется с точки зрения конституционной нормы о свободе вероисповедания (ст. 28 Конституции России: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания...) .
Государство должно быть заинтересовано в реабилитации тех, кто преступил закон, в их возвращении к мирной и законопослушной жизни. Запрет на вступление в религиозные организации для граждан, которые были осуждены по определенным статьям, такому возвращению не способствует. Люди, ранее вовлеченные в экстремизм (в частности, религиозный), но затем осознавшие свои ошибки и присоединившиеся к миролюбивым и умеренным религиозным общинам, могут сыграть огромную роль в идейном противостоянии экстремизму, и лишать их такой возможности было бы крайне неразумно.
Кроме того, нельзя не отметить технические трудности, которые неизбежно возникнут при попытке реализации такой нормы — от религиозных общин потребуются списки членов, которые могли бы позволить убедиться, что в числе их нет людей, осужденных за экстремизм.
Что касается миссионерской деятельности, то требования законопроекта также трудно признать конституционными. Пункт 3 статьи 18.1. законопроекта требует:
«Миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе осуществлять руководитель религиозной организации и (или) член ее руководящего органа. Иные граждане и юридические лица вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации на основании доверенности, выданной соответствующей религиозной организацией или иного письменного документа, подтверждающего право на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации»;
п. 5 ст. 18.1. «Запрещается осуществление миссионерской деятельности лицами, не имеющими документа, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи».
Гарантированное ст. 28 Конституции России право гражданина на распространение своих религиозных убеждений серьезно нарушается, ставясь в зависимость от волеизъявления на это со стороны третьих лиц - религиозных объединений, выдающих доверенность на осуществление миссионерской деятельности.
Религиозное объединение, выдавая доверенности, сильно рискует. Может случиться: гражданин, действуя по доверенности, нарушит порядок осуществления миссионерской деятельности и попытается обратить в веру несовершеннолетних, религиозное объединение могут привлечь к административной ответственности по предполагаемой статье 5.26.1 КоАП РФ4 со штрафом 10 тыс. руб. за каждого вовлекаемого несовершеннолетнего, а гражданина - 2-5 тыс. руб. Теперь сравним с ч.1 ст. 6.10 КоАП РФ5, которая устанавливает ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива (штраф 100-300 руб.), получается, что вовлечение подростка в распитие пива будет считаться куда менее опасным деянием, чем один раз без ведома родителей сводить его в церковь.
В ныне действующем КОАП6 в этой области предлагается наказывать лишь за «воспрепятствование осу-
3 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.//Российская газета-1993, 25 декабря- №237.
4 www.minjust.ru
5 http://www.kodeks.ru/noframe/legrfsearch?d&nd=901807667
6 http://www.kodeks.ru/noframe/legrfsearch?d&nd=901807667
2'2010
Пробелы в российском законодательстве
ществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания», «оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики». Максимальный штраф за первое правонарушение достигает 800 рублей, а за второе - 1 тыс.
Зарубежным миссионерам, как сказано в пункте 3 поправки к статье 181 «Миссионерская деятельность» необходимо будет также иметь при себе письменную доверенность на проповедь от пригласившей их зарегистрированной в России религиозной организации.
Очевидно, что после принятия этого законопроекта у законопослушных граждан и религиозных объединений возникнет немало проблем. Ведь именно религиозные объединения традиционно, в силу своей специфики, отличаются «неумышленным правовым нигилизмом».
Законопроект воспрещает миссионерскую деятельность, «сопровождаемую предложением материальных, социальных и иных выгод с целью вовлечения граждан в религиозное объединение ...., психологическим давлением, манипуляцией сознанием»7 и устанавливает административную ответственность в этом случае со штрафом на граждан 2-5 тыс. руб. и 8-12 тыс. руб. на организацию. Предлагаемый запрет полностью дисквалифицирует авторов законопроекта как специалистов в вопросах религии. Все мировые религии что-то обещают: спасение души, Царство Божье, райские кущи, освобождение от страданий. Все это с легкой руки авторов законопроекта подпадает под «миссионерскую деятельность, сопряженную с предложением иных выгод», что влечет административную ответственность.
Отсутствие четких правовых критериев того, что такое «предложение выгод», «психологическое давление» или «манипуляция сознанием» создает почву для криминализации практически любой миссионерской деятельности и создадут, в первую очередь, проблемы у самого правоприменителя, а также откроют широкие возможности для избирательного применения этих понятий.
У реальных субъектов, злоупотребляющих правом на свободу совести, никаких проблем при этом вообще не возникнет, им даже легче будет затеряться.
Все изменения, которые вносятся в закон, должны быть направлены на гарантирование свободы совести. А в предложенном законопроекте гражданские права и свободы, наоборот, ограничиваются.
Попытки законодательно ограничить свободу совести предпринимались не раз, но всегда заканчивались выявлением принципиальных противоречий с Конституцией России.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.//Российская газета-1993- №237;
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 174 -ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // http://www.kodeks.ru/noframe/legrfsearch?d&nd=90180766 7;
3. ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года № 125 - ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями)// http://www.kodeks.ru/noframe/com-pus-FullLegRF?d&nd= 9040821&пЬ|=0;
7 www.minjust.ru
4. Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» опубликованный на сайте Министерства юстиции РФ 12 октября 2009 года // www.minjust.ru.
Опив на статью Ильина ЕЛ.
«Попила иконалятслыюго ограничения прав и свобод граждан к <>6части свободы совести»
В представленной статье предпринята попытка рассмотреть и проанализировать проект закона РФ "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях” и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Это важно как с научной, так и с практической точки зрения: в России проявляется тенденция реализации принципов права на свободу совести и вероисповедания, а законопроект в своей большей части нарушает эти права.
В статье исследуются положения законопроекта, грубо противоречащие требованиям норм Конституции РФ.
Автор отмечает, что с одобрением проекта появятся дискриминационные положения для всех кто, так или иначе, связан с религией, также это приведет к серьезному реформированию деятельности религиозных организации.
Представленная статья обсуждена и одобрена на совместном заседании президиума Синода и Консистории Евангелическо-Лютеранской Церкви Европейской части России 27.01.2010 года, в полной мере отвечает требованиям, предъявленным к научным работам и рекомендуется к опубликованию.
Научный руководитель к.ю.н., доцент кафедры конституционного и международного
права Академии Управления «ТИСБИ» Панкратова Л.А.