Искусствоведение список научных статей
-
СОНАТА-МИСТЕРИЯ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО № 2 Т. СМИРНОВОЙ В ЗЕРКАЛЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО ПИАНИЗМА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Дан анализ диалога с традицией в «Сонате-мистерии» Т. Смирновой – образце художественной стилевой игры 90-х гг. XX в. Изучение авторской трактовки жанра через выявление особенностей стиля и показ конкретных приемов композиторского письма с позиций социокультурного и музыковедческого подходов...
2024 / Волобуев Никита ЮрьевичВАК -
«ТЕЛО, СКВОЗЬ КОТОРОЕ ТЕЧЕТ МЕЧТА»: О СКРИПИЧНОМ КОНЦЕРТЕ ДЖОНА АДАМСА
Статья посвящена актуальной и малоизученной теме творчества современного американского композитора Джона Кулиджа Адамса (р. 1947) в жанре концерта для скрипки. Анализируются черты музыкального языка Адамса в области формы, гармонии, ритма, устанавливается ведущая роль полифонического начала в...
2024 / Чурилова Елена АлександровнаВАК -
РОССИЙСКИЙ МЮЗИКЛ В КАТЕГОРИЯХ АРХЕОМОДЕРНА
Статья посвящена отечественному мюзиклу, специфика которого стала проявлять себя уже в первых опытах приобщения к западным традициям в конце 1990-х гг. Процессы, в нем протекающие, и сам характер российского мюзикла объяснимы с позиций археомодерна – парадигмы, принципиальной, по мнению русского...
2024 / Антипова Юлия ВладимировнаВАК -
ШТРИХИ К ТРЕМ ПОНЯТИЯМ ИЗ ТЕОРИИ МУЗЫКИ
В статье обсуждается круг вопросов, связанный с толкованием трех музыкально-теоретических понятий – гармония, полифония, лад. Рассматриваются взаимоотношения с рядом других терминов и понятий. Потребность в этом остро испытывается не только самой музыкальной наукой, но и музыкальным образованием....
2024 / Ментюков Александр ПавловичВАК -
СОМАЭСТЕТИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕКСТЕ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Тема статьи актуализирует вопросы взаимодействия двух типов исследовательской рефлексии: аналитического и интерпретативного. Сомаэстетический подход, изучающий роль телесности в чувственно-эстетическом опыте, рассматривается как относящийся к интерпретативному типу и позиционируется как...
2024 / Корнелюк Татьяна АлександровнаВАК -
ПЕРВЫЕ КЛАВИРНЫЕ ДУЭТЫ: ИСТОКИ И КОНТЕКСТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧЕТЫРЕХРУЧНОЙ ПРАКТИКИ В КЛАВИРНОМ ИСКУССТВЕ
Четырехручный клавирный дуэт на одном и / или двух клавирных инструментах представляет собой уникальную исполнительскую традицию в европейской музыкальной культуре. Развиваясь нелинейно в контексте формирования органно-клавирного искусства, дуэтный вид исполнительства в самом генезисе проявлялся в...
2024 / Катонова Наталья ЮрьевнаВАК -
О ДИРИЖЕРСКО-ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫХ ПОДХОДАХ К ИСПОЛНЕНИЮ ПЕРВОЙ СИМФОНИИ Л. ВАН БЕТХОВЕНА
дирижерской практике Первая симфония Л. ван Бетховена пользуется широкой популярностью. Ее исполняют как начинающие, так и известные, выдающиеся дирижеры. Уже на протяжении двух столетий она звучит в различных странах мира, а со второй половины ХХ в. – и в Китае. При этом в научной литературе...
2024 / Цюй Синь, Юферова Ольга АлександровнаВАК -
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКИХ ЭМИГРАНТОВ В КИТАЕ: ИСТОРИЯ ПЕРВЫХ КВАРТЕТНЫХ АНСАМБЛЕЙ
На протяжении более чем вековой истории Китая русская диаспора, сложившаяся на рубеже XIX–XX вв., всегда занимала особое положение и отличалась большой активностью в области культуры и искусства. Благодаря приезжим музыкантам из Российской империи в Китае стало распространяться и популяризироваться ...
2024 / Ван ЧжанВАК -
ПРЕТВОРЕНИЕ ТРАДИЦИЙ КАТТА АШУЛА В РОМАНСАХ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА (на примере произведений Камиля Кенжаева и Ойдин Абдуллаевой)
Акцентируется внимание на претворении традиций жанра узбекского классического песенного искусства, свойственного региону Ферганской долины и Ташкенту катта ашула в камерно-вокальном творчестве современных композиторов Узбекистана Камиля Кенжаева (р. 1939) и Ойдин Абдуллаевой (р. 1976). Цель и...
2024 / Аппазова Ленара ИмрановнаВАК -
ЖАНР «НАРОДНОГО КОНЦЕРТА» В ТВОРЧЕСТВЕ КИТАЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
В статье с историко-культурологических позиций рассматривается жанр инструментального концерта в Китае, получивший название «народный концерт». Его особенностью является обращение к традиционному инструментарию – в качестве солиста выступает народный китайский инструмент. «Народный концерт» в Китае ...
2024 / Чжан ЧэнВАК -
«ЧАНША»: ТРИ ПЕСНИ НА СТИХИ МАО ЦЗЭДУНА
Мао Цзэдун известен не только как видный политический деятель, но и как незаурядный поэт. Поэзия Мао отличается глубоким идейно-художественным содержанием, лиричностью образов, силой героизма и любви к родине. В ней сочетаются древние китайские традиции стихосложения с новаторскими идеями и...
2024 / Пань ТунвэйВАК -
МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ВОКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ЦЗУЦЯНА
В статье впервые рассматривается в историко-социальном и жанрово-семантическом ракурсах фактически неизученные российским музыкознанием камерно-вокальные сочинения классика китайской композиторской школы, авторитетного педагога и музыковеда У Цзуцяна (1927–2022). Персонификация небольшого по...
2024 / Чжао ЮнВАК -
«СТРАСТИ ПО ИОАННУ» И.С. БАХА И «СТРАСТИ ПО АДАМУ» А. ПЯРТА: К ПРОБЛЕМЕ ВИЗУАЛИЗАЦИИ НЕСЦЕНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
Статья находится в русле проблематики, связанной с визуализацией несценической музыки. В центре внимания автора два спектакля: «Страсти по Иоанну» И.С. Баха (театр Шатле, Париж, 2007) и «Страсти по Адаму» А. Пярта (Таллинн, Эстония, 2015). Постановки осуществлены американским режиссером Робертом...
2024 / Зимина Анна НиколаевнаВАК -
ИДЕИ СКАНДИНАВИЗМА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ДАНИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.
В первой половине XIX в. в Дании происходили активные процессы формирования национального самосознания. Одним из генеральных идейных направлений периода Золотого века стал скандинавизм, связанный с общественно-политическим и культурным единством трех Скандинавских стран – Дании, Норвегии и Швеции....
2024 / Хонякина Елена АлександровнаВАК -
К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ИСКУССТВ
Статья посвящена истории создания Национального центра исполнительских искусств (NCPA国家大剧院). Он является важным культурным объектом, строительство которого было инициировано правительством Китая. Появление грандиозного архитектурного комплекса отражает ожидание трех поколений китайских национальных ...
2024 / Ло ЯнВАК -
O‘ZBEK MILLIY ESTRADA SAN’ATI RIVOJIDA XALQARO KO‘RIK TANLOV VA FESTIVALLARNING O‘RNI VA AHAMIYATI
Maqolada, Oʻzbekistonning milliy estrada san'ati rivojida xalqaro ko'rik tanlovlari va festivallarning o'z o'rni va ahamiyati yoritiladi. Tanlovlarning va festivallarning milliy estrada san’ati rivojida ahamiyati keltirilib, boshqa mamlakatlarning milliy estrada san'ati rivojlanishi bilan...
2024 / Tadjiyev Tolqin Berdiyarovich -
O‘ZBEKISTON ORKESTRLARIDA TORLI-MIZROBLI CHOLG'ULARNING QO'LLANISHI VA AHAMIYATI
O’zbekistonning boy musiqiy merosi torli-mizrobli cholg'ularsiz tasavvur qilib bo'lmaydi. Ushbu cholg'ular milliy musiqiy an'analarni saqlash va rivojlantirishda muhim ahamiyatga ega. O’zbekiston orkestrlarida torli-mizrobli cholg'ularning qo'llanishi va ahamiyati haqida so'z yuritishda, ularning...
2024 / Xayrullaev Nodirbek Xayrullaevich -
SÚWRETLEW ÓNERI TERMINLERIN AWDARMALAWDAǴÍ HÁRQÍYLÍLÍQTÍ SAPLASTÍRÍW JOLLARÍ
Bul maqalada qaraqalpaq tilinde qollanılıp júrgen súwretlew óneri terminlerin awdarmalawdaǵı hárqıylılıqtı saplastırıw jolları, sonday-aq sózliklerin dúziw mashqalası hám onı baspaǵa tayarlaw máseleri analizlenedi. Súwretlew óneriniń qaraqalpaq tilindegi terminologiyasın tártiplestiriw hám...
2024 / Seytmuratova Arıwxan Ajiniyazovna -
«КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»: сборник научных трудов / редакторы-составители: А.Н. Соколова, М.Ш. Абдулаева. – Майкоп; Махачкала: АГУ, 2023. – Вып. 2. – 130 с.2023 / Марьет Гиссовна КуёкВАК
-
ЛИНГВОСЕМИОТИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ГЕНДЕРА В СОВРЕМЕННОМ ВОКАЛЬНО-МУЗЫКАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ НЕЙРОКОГНИТИВНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ
В статье рассматривается проблема реализации лингвосемиотических маркеров гендера в современном вокально-музыкальном дискурсе с позиции пролонгированной персуазивности в современной цифровой нейрокогнитивной информационной войне, как в сторону поддержки гендерных стереотипов в традиционном...
2024 / Руслана Витальевна Лосева, Ирина Советовна Карабулатова, Елена Михайловна Околышева, Михаил Николаевич КарабулатовВАК