Научная статья на тему 'МЕТАФОРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА'

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
публицистический дискурс / политическая метафора / концепт / метафорическая модель / publicistic discourse / political metaphor / concept / metaphorical model

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Исина Г.И., Трунова А.В.

В данной статье рассмотрены особенности функционирования метафоры в публицистический дискурсе. В результате анализа английских медийных текстов выделены популярные концептуальные сферы-источники политических метафор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METAPHORICAL MODELS OF PUBLICISTIC DISCOURSE

In this article, the features of functioning of the metaphor in publicistic discourse are considered. As a result of the analysis of English media texts, popular conceptual spheres-sources of political metaphors are singled out.

Текст научной работы на тему «МЕТАФОРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА»

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

Исина Г.И.

д.фл.н., профессор факультета иностранных языков

Трунова А.В.

магистрант факультета иностранных языков Карагандинский государственный университет имени академика Е.А. Букетова

METAPHORICAL MODELS OF PUBLICISTIC DISCOURSE

Issina G.I.

Doctor of Philology, professor offoreign language faculty

Trunova A. V.

Master student of foreign language faculty Karaganda State University named after academician E.A. Buketov

Аннотация

В данной статье рассмотрены особенности функционирования метафоры в публицистический дискурсе. В результате анализа английских медийных текстов выделены популярные концептуальные сферы-источники политических метафор. Abstract

In this article, the features of functioning of the metaphor in publicistic discourse are considered. As a result of the analysis of English media texts, popular conceptual spheres-sources of political metaphors are singled out.

Ключевые слова: публицистический дискурс, политическая метафора, концепт, метафорическая модель.

Keywords: publicistic discourse, political metaphor, concept, metaphorical model.

Главной целью каждого осмысленного высказывания является воздействие на реципиента. В особенности данное утверждение верно в случае, если мы говорим о публицистическом стиле. Пресса всегда являлась орудием воздействия на читателя, а, следовательно, - на общественное мнение и политическую ситуацию в целом. Результатом такого воздействия может стать страх тревога, умиротворение и любые другие эмоциональные состояния.

Одним из важнейших приемов воздействия на разум читателя является именно метафора. На сегодняшний день метафора уже не изучается в отрыве от того или иного дискурса.

За последние несколько десятилетий когнитивная лингвистика серьезно занялась исследованием метафоры. Современная когнитивистика (Дж. Лакофф, М. Джонсон, Н.Д. Арутюнова, А.Н. Баранов, Е.С. Кубрякова, В.А. Маслова и др.) рассматривает явление метафоры не просто как способ украшения речи, а как основную ментальную операцию, как способ познания, структурирования и объяснения мира. Появились исследования отдельно политической метафоры, метеорологической, зооморфной и других видов данного тропа. Так, к примеру, А.С. Сыбанбаева определяет роль и функции концептуальной метафоры в национальном научном языке. Г.А. Сейдуллаева изучает метафору в структуре дискурса пресс-рекламы, Г.О. Дюсенбаева раскрывает метафорический потенциал глаголов физического движения человека в русском языке.

Казалось бы, тексты из сферы политики должны быть бедны метафорами, так как речь публичного политика в большинстве своем состоит из официальных заявлений (предвыборных обещаний

и т.п.). Но, как только целью высказывания становится эмоциональное воздействие, что в политической жизни случается довольно часто, запрет на использование метафор снимается. Сфера выражения эмоций и эмоционального давления на адресата вносит в речь политика элемент артистизма, а вместе с ним и метафору. Для создания образности в газетах используются различные средства и приемы стилистики, среди которых метафора является наиболее употребительной.

Поскольку политическая метафора является составной частью языка, в целом она обладает свойствами, общими для всех метафор. Вместе с тем, политическая метафора обладает и рядом специфических особенностей, вытекающих из природы этих образований и обусловленных как сферой употребления, так и языковым ареалом.

Специфика современной политической метафоры заключается в том, что как предмет исследования, данный феномен лежит на пересечении трех областей гуманитарного знания: когнитивной лингвистики, анализа и риторики, каждая из которых вносит свой вклад в изучение политической метафоры, способствуя более полному раскрытию его природы и особенностей функционирования.

Использование метафоры современными СМИ стало одним из самых эффективных средств воздействия на разум читателя. Так как упрощение языка - одна из основных функций метафоры в рамках газетно-публицистического стиля, следовательно, одной из черт, характерных для современной газеты является метафоризация терминов. Научная терминология оказалась практически неисчерпаемым источником для появления новых, свежих, нештампованных способов речевого выражения. Многие узкопрофессиональные слова в

настоящее время употребляются в качестве языковых метафор.

Материалом для анализа состояния политической метафоры послужили отобранные тропы из периодических изданий англоговорящих стран, к примеру «The Times», «New York Times», «The Guardian», «Los Angeles Times» и другие.

За последние несколько лет, на наш взгляд, стали активно использоваться метафоры из понятийной области «Война». «Милитарная» метафора особенно активизируется в период обострения политической борьбы, в период политического или экономического кризиса, а также при столкновении общества с какой-либо кризисной ситуацией.

Слово «clash» («лязг» (оружия)) является примером ономатопеи и означает звук столкновения двух металлических объектов друг с другом. Позже это слово стало иметь более широкое значение физической конфронтации между людьми или армиями. Однако, в метафорическом выражении любое несогласие или несовпадение в идеях может быть передано через данную метафорическую модель: Times, 06.04.2018: «Britain and Russia clashed at the UN last night after Moscow called an emergency session of the security council» [6], то есть взаимная критика послов ООН от России и Великобритании, широко обсуждающая в прессе, передана с помощью милитарной метафоры.

Во время предвыборной кампании в США журналистами несколько раз был использован такой термин, как «battleground state» («штат, являющийся полем битвы»), применимый к тем штатам Америки, в которых граждане могут отдать равное количество голосов, как за Демократическую, так и за Республиканскую партию; соответственно там кандидаты разворачивают целые «поля битв», дабы найти расположения у населения и получить больше голосов. Colorado Public Radio, 06.05.2016: «Colorado has been the battleground state in recent presidential elections, leading to lots of candidate attention» [1].

Концепт «Спорт» играет большую роль в мета-форизации политической речи. Примеры из этой категории можно видеть повсеместно, начиная от мелких комментариев в прессе до публичных выступлений мирового масштаба. Это связано с неотделимым присутствием спорта в жизни каждого американского и английского гражданина, которое можно проследить в обилии разнообразных спортивных центров, льгот молодым спортсменам, популярности спортивных матчей и так далее.

Многие аспекты деятельности американских политиков сравниваются с различными видами спорта. Понятия командной игры, соревнований и различные наименования спортивных действий используются метафорически в целях описания процедуры выборов и других политических ситуаций. Существует множество метафорических выражений, в которых политики представляются бойцами, прогладывающими себе путь путём тяжелой борьбы, в том числе называя себя чемпионами, выигравшими битву против своих оппонентов. Ярким

примером является следующие выражения из предвыборного выступления Хилари Клинтон. The Telegraph, 12.04.2015: «Everyday Americans need a champion, and I want to be that champion», «Americans have fought their way back from tough economic times» [5].

Нередко политиков сравнивают с боксёрами на ринге. Huffpost, 25.09.2017: « It's been a tough couple of weeks for Donald Trump. The Pugilist-in-Chief took on everyone from world leaders to athletes. The self-described counter-puncher mixed it up—both on and off Twitter—with Kim Jong Un, Hillary Clinton, Sen. John McCain, Jemele Hill, ESPN, Stephen Curry, the Golden State Warriors, Lebron James, the NBA, Colin Kaepernick, Roger Goodell and the NFL» [3]. Также используются дополняющие метафоры, как например «боец в легком весе» («lightweight»), в тяжелом весе («heavyweight»), и метафоры, означающие удары: «to throw a punch», «to beat (an opponent)». «Judging the baby-faced junior Senator from Florida to be short of gravitas, Trump dubbed him 'little Marco Rubio, the lightweight.' Sensing shiftiness in Texas Senator Cruz, he coined the name Lying Ted», «You can be sure, as well, he'll be throwing punches of his own», «CAN HE BEAT HER [Hillary Clinton]?» (заголовок статьи), «A new Justice Department team might reopen the matter, he implies, "so she is literally fighting for her life" in her effort to beat Trump» [2].

Примечательно то, что количество спортивных метафор в средствах массовой информации увеличивается во время проведения различных соревнований (к примеру, Кубка Стэнли, Чемпионата Мира по Футболу, Мировой Серии по бейсболу и так далее). Этот факт означает зависимость использования конкретных политических метафор от текущего состояния общества.

Как и другие технологии речевого воздействия, политическая метафора становится всё более управляемым явлением. Повышается и эффективность её применения: политическая метафора чутко реагирует на события в стране и на языковую моду. Последнее время в политической метафоре (как и в других техниках речевого воздействия) в СМИ всё чаще применяется лексика, ранее в языке СМИ недопустимая: молодёжный сленг, уголовное арго, просторечные слова, лексика других "низовых" уровней языка. К примеру, на выступлении в поддержку Дональда Трампа, экс-губернатор Аляски Сара Пэйлин высказалась следующим образом. The Guardian, 19.01.2016 : "Are you ready for a commander-in-chief who will let our warriors do their job and go kick Isis ass? " [4]. Прежде подобные выражения не просто не использовались на официальном уровне, но даже вызвали бы волну возмущения, так как по своей сути являются нецензурными. Это необходимо именно как рецепция создателями политической метафоры традиций адресата (потенциального, планируемого реципиента), обеспечивающая степень эффективности речевого воздействия. Как это ни прискорбно, уголовный жаргон часто оказывается понятнее для избирателя, чем экономическая терминология. В стране множатся PR-,

маркетинговые, имиджевые и т.п. агентства и прочая, ведутся лингвистические, социологические и психологические исследования, создание (или "раскрутка" созданных стихийно) политических метафор всё более уходит в руки профессионалов.

Проведенный анализ показывает, что представленные и рассмотренные метафорические модели способны в максимально яркой, эмотивно-нагруженной форме представить и оценить современную политическую обстановку, действительность. И несомненно, они отражают культуру общества и национальный менталитет.

Список литературы

1. Colorado Public Radio, 06.05.2016 [Электронный ресурс] : http://www.cpr.org/news/story/if-trumps-ballot-colo-rado-still-battleground-state

2. Hillary Leary, TIME Donald Trump: The Rise of a Rule Breaker. - New York.: TIME, 2016.- 96p.

3. Huffpost, 25.09.2017 [Электронный ресурс]: https://www.huffingtonpost.com/entry/its-little-bone-spurs-man-vs-the-

world us 59c8f223e4b08d6615504427

4. The Guardian, 19.01.2016 [Электронный ресурс] : https://www.theguardian.com/us-news/video/2016/jan/19/sarah-palin-donald-trump-isis-video

5. The Telegraph, 12.04.2015 [Электронный ресурс] : https://www.telegraph.co.uk/news/world-news/hillary-clinton/11531590/Hillary-Clinton-pre-sents-herself-a-champion-for-everyday-Americans-in-onlinevideo.html

6. The Times, 06.04.2018 [Электронный ресурс]: https://www.thetimes.co.uk/edition/news/salis-bury-poison-made-at-russia-sporton-down-7p7kfcs3c

7. Лакофф Дж. Метафора и война: система метафор для оправдания войны в заливе: Пер. с англ. Будаев Э.В., Чудинов А.П.. - Екатеринбург.: Современная политическая лингвистика, 2006. - С. 59-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.